РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРМИНА «НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА» ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПОНИЖЕННОЙ СТАВКИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
Налоговая льгота является самостоятельным элементом налогообложения, который не обязательно предусматривать при установлении налога. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления не делегированы полномочия по установлению налоговых льгот по федеральным налогам.
Об этом Письмо Минфина России от 28.04.2008 N 03-02-07/1-163.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 названной статьи (специальные правила об установлении федеральных налогов, не указанных в ст. 13 Кодекса, и определении элементов налогообложения по таким налогам предусмотрены гл. 26.1 - 26.3 Кодекса о специальных налоговых режимах).
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, указанные в п. 1 ст. 17 Кодекса, в том числе налоговая ставка ( п. 6 ст. 3 , п. 1 ст. 17 Кодекса). В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком ( п. 2 ст. 17 Кодекса).
Термины ''налоговые льготы'' и ''льготы по налогам'' используются в Кодексе и иных актах законодательства о налогах и сборах в одном значении. Кодексом помимо налоговых льгот (льгот по налогам) могут быть предусмотрены льготы по сборам, например, ст. 333.35 Кодекса установлены льготы по государственной пошлине.
Согласно п. 1 ст. 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Пунктом 3 ст. 56 Кодекса прямо указано, что льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Кодексом. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Законодательством о налогах и сборах предусматриваются особенности налогообложения, а также различные преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков не только в виде налоговых льгот, но и по обязательным элементам налогообложения (в том числе в виде непризнания объектом налогообложения, извлечений из налоговой базы, налоговых вычетов, освобождений от налогообложения, исполнения обязанностей налогоплательщиков и уплаты налогов). При этом объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, сроки уплаты налога и другие обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются при установлении налога необязательным элементом налогообложения - налоговой льготой (льготой по налогу).
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы по налогу либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом ( п. 2 ст. 56 Кодекса).
Кодексом не предоставлено налогоплательщику право отказаться от установленной законодательством о налогах и сборах налоговой ставки либо изменить ее размер, в частности, право отказаться от налоговой ставки, установленной ст. 284 Кодекса, либо пониженной налоговой ставки, установленной в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка, являясь одним из самостоятельных и обязательных элементов налогообложения, представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Кодексом ( п. 1 ст. 53 Кодекса).
Поскольку налог на прибыль организаций признан федеральным налогом ( пп. 5 ст. 13 и гл. 25 Кодекса), все элементы налогообложения по этому налогу, в том числе налоговые ставки, определены Кодексом .
Вместе с тем п. 1 ст. 284 Кодекса предусмотрены особые полномочия субъектов Российской Федерации исключительно по установлению для отдельных категорий налогоплательщиков пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Согласно Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы являются предметом ведения Российской Федерации ( п. ''з'' ст. 71 ), а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации - предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ( п. ''и'' ч. 1 ст. 72 ).
Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, а также разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются одними из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации ( пп. ''в'' и ''е'' п. 1 ст. 1 , ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ ''Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации''). Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности. Пунктом 1 ст. 27 указанного Федерального закона установлено, что правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
Законом Рязанской области от 26.10.2004 N 119-ОЗ ''О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области'' (в ред. Законов Рязанской области от 03.04.2006 N 42-ОЗ и от 10.12.2007 N 183-ОЗ) предусмотрена ст. 19 ''Льготы по налогам'', которой установлено, что на территории Рязанской области получателям государственной поддержки предоставляются налоговые льготы в соответствии с законом о налоговых льготах:
по налогу на прибыль организаций;
по транспортному налогу;
а также устанавливаются дифференцированные (пониженные) ставки по региональным налогам и сборам, предусмотренные иными законами о налогах Рязанской области.
Вместе с тем ст. 5 Закона Рязанской области от 29.04.1998, Постановление РОД N 68 ''О налоговых льготах'' (в ред. Законов Рязанской области от 26.11.2003 N 79-ОЗ, от 17.10.2007 N 138-ОЗ и других) установлены льготы по уплате налога на прибыль организаций в части зачисления в областной бюджет в виде пониженной ставки этого налога для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом в названной статье применительно к конкретным категориям налогоплательщиков указано, что данная льгота предоставляется на условиях, предусмотренных законами Рязанской области ''О налоговых льготах'' и '' Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области'' (п. 2) , Инвестиционным соглашением, заключаемым в соответствии с Законом Рязанской области ''О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области'' (п. 3) .
Полагаем, что законы Рязанской области от 26.10.2004 N 119-ОЗ ''О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области'' и от 29.04.1998 (Постановление РОД N 68) ''О налоговых льготах'' необходимо привести в соответствие с Кодексом ( п. 2 ст. 12 , п. п. 1 и 2 ст. 17 , п. 1 ст. 53 , ст. ст. 56 и 284 ).
При этом не следует подменять налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и транспортному налогу налоговыми льготами (льготами по налогам).
Кроме того, налоговые ставки и налоговые льготы могут устанавливаться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, в порядке и пределах, предусмотренных Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налогах ( п. 4 ст. 1 , п. 3 ст. 12 , п. 2 ст. 53 , п. п. 1 и 2 ст. 56 Кодекса).