УЧЕТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРЕОЦЕНКИ ОБЕЗЛИЧЕННОГО МЕТАЛЛИЧЕСКОГО СЧЕТА, НА КОТОРОМ РАЗМЕЩЕНЫ ПОЛУЧЕННЫЕ ИМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УСТАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты (положительный, отрицательный) такой переоценки являются доходами (расходами), полученными (произведенными) в рамках целевых поступлений, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Об этом Письмо УФНС России по г. Москве от 23.01.2012 N 16-15/005063@.
Статья 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ ''О некоммерческих организациях'' (далее - Закон N 7-ФЗ) устанавливает, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 7 Закона N 7-ФЗ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен ст. 251 Налогового кодекса РФ.
В частности, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К таким целевым поступлениям относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Предусмотренные п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.
Налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Основным условием применения положений п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ является соблюдение их целевого назначения и установленных источником средств целевого финансирования условий их предоставления. Использование полученных средств не по целевому назначению или нарушение условий предоставления целевого финансирования, предусмотренных организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, влечет последствия, которые указаны в п. 14 ст. 250 НК РФ.
При размещении свободных остатков средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, иных видов целевого финансирования и целевых поступлений, на депозитных счетах и в иных видах вкладов в учреждениях банков, в акциях, в облигациях и других ценных бумагах возникает вопрос о том, должна ли такая деятельность рассматриваться как предпринимательская и, соответственно, должно ли такое размещение средств рассматриваться как нарушение их целевого назначения, а сами средства на основании п. 14 ст. 250 НК РФ включаться в состав внереализационных доходов организации.
Поскольку при размещении на депозитных счетах и иных вкладах в учреждениях банков и в ценных бумагах свободных остатков средств, полученных в виде целевого финансирования и целевых поступлений, конечные цели их использования не могут быть определены, указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования денежных средств.
В связи с этим суммы средств, источником которых служат добровольные имущественные взносы, иные виды целевого финансирования или целевых поступлений, размещенные на депозитных счетах в учреждениях банков или в ценных бумагах, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если было произведено такое размещение средств.
Согласно п. 5 разд. I Положения Центрального банка РФ от 01.11.1996 N 50 ''О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами'' (далее - Положение) Банк России устанавливает правила проведения банками Российской Федерации операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов. Банки проводят операции с драгоценными металлами с открытием металлических счетов. Они могут открывать металлические счета ответственного хранения и обезличенные металлические счета. Обезличенные металлические счета - это счета, открываемые кредитной организацией для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению.
На обезличенные металлические счета начисляются проценты ( п. 9.9 Положения).
Согласно пп. 7 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов датой получения дохода признаются:
дата перехода права собственности на драгоценные металлы при совершении операций с драгоценными металлами;
последнее число текущего месяца - по доходам в виде положительной переоценки стоимости драгоценных металлов.
Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признаются:
дата перехода права собственности на драгоценные металлы при совершении операций с драгоценными металлами;
последнее число текущего месяца - по расходам в виде отрицательной переоценки стоимости драгоценных металлов ( пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Таким образом, гл. 25 НК РФ предусматривает учет в целях налогообложения прибыли переоценки стоимости драгоценных металлов в изложенном выше порядке.
При размещении некоммерческой организацией полученных целевых средств на обезличенном металлическом счете возникает необходимость переоценки драгметаллов.