При исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на недвижимость, необходимо оценить здание, квартиру или отдельное помещение. В связи с этим традиционно возникают следующие вопросы: кто должен производить оценку недвижимости в указанных выше целях, как такая оценка должна проводится и какие документы нужны для расчета государственной пошлины.
Отвечая на первый вопрос, специалисты Минфина РФ в письме 03-05-06-03/70 от 23 августа 2012 г., опираясь на положения пп. 8 и 9 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, пришли к выводу, что оценку недвижимости должны проводить либо специализированные организации, занимающиеся оценкой имущества на профессиональной основе, либо организации (государственные органы) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения (например, БТИ).
Вид стоимости (способ оценки) недвижимого имущества выбирается самим плательщиком государственной пошлины (наследником). Нотариусы не вправе требовать с наследника проведения оценки тем или иным способом и предоставления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества. В случае если нотариусу предоставлено несколько документов, с указанием различной стоимости имущества (кадастровой, рыночной или инвентаризационной), то к расчету государственной пошлины принимается то, у которого стоимость наименьшая.
Ответить на вопрос о том, какие конкретно документы нужны для расчета госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на недвижимость финансисты не смогли, отметив, что рассмотрение данного вопроса относится к компетенции Минэкономразвития России, являющегося уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.