ОРГАНЫ ГОСВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ ВПРАВЕ ПРИЗНАТЬ БЕЗНАДЕЖНЫМИ К ВЗЫСКАНИЮ И СПИСАТЬ НЕДОИМКИ И ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям рекомендовано решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам применительно к порядку, определенному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 ''О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам''.
Об этом Письмо Минфина РФ от 22.05.2009 N 03-01-10/2-62.
Списание безнадежных долгов по налогам и сборам осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно п. 1 указанной статьи недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
При этом ст. 59 Кодекса не конкретизированы обстоятельства экономического, социального, юридического характера, при наличии которых взыскание недоимки является невозможным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 ''О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам'' определены основания, по которым признаются безнадежными к взысканию недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, и порядок их списания.
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям рекомендовано решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам применительно к порядку, определенному названным Постановлением.
Вместе с тем нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания признания недоимки по соответствующим налогам безнадежной к взысканию в силу причин экономического, социального или юридического характера.
Одновременно специалисты сообщают, что в настоящее время в Министерстве финансов Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти рассматриваются предложения о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 в целях расширения перечня оснований по признанию недоимки безнадежной к взысканию, в частности, в случае вступления в силу решения суда о признании недоимки безнадежной в связи с истечением срока ее взыскания.
В соответствии с п. 3 ст. 46 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ пропущенный по уважительной причине срок подачи налоговым органом заявления о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога может быть восстановлен судом.