Материальная помощь, производимая на основании коллективного договора при увольнении работника в связи с его выходом на пенсию, не является оплатой труда.
Об этом Письмо ФНС РФ от 27.04.2010 N ШС-37-3/698@.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются любые затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса), если они экономически обоснованы, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 23 ст. 270 Кодекса расходы организации в виде сумм материальной помощи работникам не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами ( ст. 255 Кодекса). При этом на основании п. 25 ст. 255 Кодекса перечень указанных расходов является открытым при условии, что данные расходы предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором.
Одновременно следует иметь в виду, что не все выплаты работнику, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором, являются оплатой труда в смысле норм ст. 255 Кодекса.
Правовое регулирование вопросов, связанных с оплатой труда работников, осуществляется нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Как следует из ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании положений Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 ''Социальное обслуживание населения. Термины и определения'', утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст, материальная помощь представляет собой социально-экономическую услугу, состоящую в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
То есть материальная помощь выдается работнику организации для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время.
Данная выплата по своему назначению является поощрением, способом выражения благодарности со стороны работодателя работнику, уходящему на заслуженный отдых. Подобная выплата носит социальный характер и на основании ст. 270 Кодекса не учитывается в целях налогообложения прибыли.
Что касается порядка учета в целях налогообложения прибыли расходов по компенсациям, связанным с расторжением трудовых отношений по п. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, если данная выплата определена соглашением сторон, то сообщается, что данный вопрос прорабатывается с Минфином России.
По мере согласования позиции по данному вопросу ответ в ваш адрес будет направлен дополнительно.
По вопросу обложения выплат в пользу работников единым социальным налогом сообщается, что указанный налог с 2010 г. отменен.