Расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню , установленному Правительством Российской Федерации, могут учитываться в целях налогообложения прибыли в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 только в том случае, если в отношении данных работ налогоплательщик выступает в качестве заказчика, осуществляет их самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов).
Об этом Письмо Минфина РФ от 04.02.2011 N 03-03-06/1/68.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений, определены Правилами предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 (далее - Правила).
Согласно данным Правилам субсидии предоставляются на конкурсной основе. Участником конкурса является организация, которая представляет проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими вузами, и дополнительно направляет на реализацию проекта собственные средства в размере не менее 100% объема субсидии. При этом не менее 20% указанных средств должно использоваться на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Субсидия выделяется организации, отобранной в результате конкурса, на срок от одного года до трех лет в объеме до 100 млн руб. в год для финансирования указанных работ.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в ст. 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта, предусматривающего выполнение научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ российскими вузами, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.
Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в целях налогообложения прибыли регулируется ст. 262 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 262 Кодекса расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 Кодекса.
При этом расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню , установленному Правительством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.
Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 262 Кодекса положения п. 2 ст. 262 Кодекса не распространяются на расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в организациях, выполняющих научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Указанные расходы рассматриваются как расходы на осуществление деятельности этими организациями, направленной на получение доходов.
Из приведенных положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления субсидий из федерального бюджета в рассматриваемом случае, усматривается, что в части научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, организация - получатель субсидии выступает в качестве исполнителя таких работ. В части научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств организации, данная организация выступает в качестве заказчика таких работ (осуществляет их самостоятельно).
При проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе назначить экспертизу с целью проверки соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню, установленному Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном ст. 95 Кодекса.