Проектом федерального закона ''О внесении изменений в Федеральный закон ''О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования'' предполагается установить совокупный тариф страховых взносов в размере 26% в пределах страхуемого годового заработка для некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в 2011 и 2012 гг., и переход к общеустановленному тарифу 34% с 2013 г.
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 05.03.2011 N Д05-646.
Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования. За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ ''О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования'' (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ ''О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ''О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования'' предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Также сохранены действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами. При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ ''О внесении изменений в статью 58 Федерального закона ''О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования'' и статью 33 Федерального закона ''Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации'' в течение 2011 - 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г.
По итогам встречи руководителей объединений предпринимателей с Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, состоявшейся 24 декабря 2010 г., Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России поручено дополнительно рассмотреть вопрос о видах экономической деятельности, на которые распространяются положения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное социальное страхование, предусматривающие льготный период применения по пониженному тарифу.
Во исполнение поручения разработан проект федерального закона ''О внесении изменений в Федеральный закон ''О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования'' и статью 33 Федерального закона ''Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации'' (далее - законопроект) с целью поддержки и создания экономических стимулов, необходимых для деятельности некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и направленный на изменение подходов к определению перечня видов экономической деятельности субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения и имеющих право на применение пониженной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Законопроектом предполагается установить совокупный тариф страховых взносов в размере 26% в пределах страхуемого годового заработка для некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в 2011 и 2012 гг., и переход к общеустановленному тарифу 34% с 2013 г.
Кроме того, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России проведен анализ применения на территории Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, разработан и 10 декабря 2010 г. внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона ''О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации'' (далее - законопроект), предусматривающий совершенствование применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Законопроект содержит следующие основные положения.
В отношении налога на вмененный доход (ЕНВД):
с 1 января 2012 г. для плательщиков ЕНВД, осуществляющих розничную торговую деятельность и оказывающих услуги общественного питания, сокращается допустимая предельная штатная численность сотрудников со 100 до 50 человек;
с 1 января 2013 г. запрещается применять ЕНВД при осуществлении розничной торговли и оказании услуг общественного питания;
с 1 января 2014 г. система ЕНВД отменяется полностью.
В отношении упрощенной системы налогообложения (УСН):
с 1 января 2012 г. выделение в отдельную систему патентной системы налогообложения.
В отношении патентной системы налогообложения (патент):
- с 1 января 2012 г. вводится как самостоятельный специальный налоговый режим;
- устанавливается законами субъектов Российской Федерации;
- субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно для каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой. При этом установлены минимальное - 100 000 руб. и максимальное - 500 000 руб. значения. Предусмотрена ежегодная индексация ограничений на коэффициент-дефлятор;
- налогоплательщиками могут являться индивидуальные предприниматели с числом занятых не более 5 человек, с годовым оборотом до 60 млн руб.;
- патент действует на территории одного субъекта Российской Федерации;
- налоговая ставка по патенту - 6%;
- патент может приобретаться на любое количество месяцев, но не более календарного года;
- налогоплательщик освобожден от подачи налоговой декларации. Осуществляется ведение книги учета доходов и расходов.
В соответствии с указанным законопроектом предполагается существенное снижение требований к налоговой и бухгалтерской отчетности в рамках патентной системы.
21.08.2010 Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 645 ''Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества'', в соответствии с которым:
- Росимущество наделено полномочием по формированию и утверждению перечней федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства;
- перечни имущества подлежат обязательному опубликованию, в том числе в сети Интернет;
- здания и помещения из перечня предоставляются исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе;
- закреплен минимальный срок договора аренды - 5 лет с момента регистрации договора.
Для субъектов малого предпринимательства установлен льготный размер арендной платы от стандартно определяемого на основе рыночной оценки имущества размера арендной платы (от 40% в первый год до 100% в четвертый год аренды).
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ ''О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт'' (далее - Федеральный закон N 54) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).