При аттестации рабочих мест офисных работников менеджменту организаций приходится регулярно сталкиваться с ситуацией, когда компьютерная техника и периферийные устройства (принтеры, сканеры, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и пр.) достаточно регулярно меняются на более мощные и/или удобные. Как следствие возникает вопрос: обязана ли организация проводить внеочередную аттестацию рабочих мест при замене компьютерная техника и/или периферийных устройств?
Трудовой Кодекс РФ предполагает возложение на работодателя обязанности обеспечения проведения аттестации рабочих мест работников с точки зрения соответствия условиям труда государственным нормативным требованиями охраны труда (ст. 212, 209 ТК РФ). При этом оценки подлежат все имеющиеся на рабочем месте производственные факторы и факторы трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н). При этом в случае замены производственного оборудования работодатель обязан провести внеплановую аттестацию рабочих мест.
В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и ТОИ Р-45-084-01 персональные компьютеры офисных сотрудников непосредственно участвуют в производственном процессе организации и поэтому являются производственным оборудованием.
Исходя из вышеизложенного, если организация заменила компьютерную технику и/или периферийные устройства работников офиса на более мощные, то она обязана провести внеплановую аттестацию рабочих мест.