При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную п. 1 ст. 105.6 НК РФ.
Об этом Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-01-18/6-106.
В соответствии с п. 5 ст. 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.
Указанные в данном пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 Кодекса.
Таким образом, перечисленные в п. 5 ст. 105.1 Кодекса лица могут быть признаны взаимозависимыми исключительно при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей.
Согласно п. 6 ст. 105.1 Кодекса при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 данной статьи , организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п. 2 данной статьи .
В случае наличия спора между организациями и (или) физическими лицами, являющимися сторонами сделки, по поводу признания себя взаимозависимыми лицами, по мнению Департамента, такой спор может быть разрешен в судебном порядке.
В соответствии с п. 7 ст. 105.1 Кодекса суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 данной статьи , если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 данной статьи .
При этом полагаем, что обратиться в суд с иском о признании лиц взаимозависимыми могут как лица, являющиеся сторонами сделки, так и налоговые органы.
Досрочное прекращение действия соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее - соглашение о ценообразовании) осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 105.24 Кодекса.
Согласно п. 2 вышеуказанной статьи действие соглашения о ценообразовании прекращается досрочно по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при нарушении налогоплательщиком соглашения о ценообразовании в течение срока его действия, повлекшем за собой неполную уплату налогов и выявленном в ходе проведения проверки в порядке, предусмотренном гл. 14.5 Кодекса.
Соглашение о ценообразовании также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.
При использовании метода сопоставимой рентабельности могут использоваться показатели операционной рентабельности, указанные в п. 3 ст. 105.12 Кодекса и определяемые в соответствии с п. 1 ст. 105.8 Кодекса. Данные показатели используются с учетом особенностей, предусмотренных п. 5 ст. 105.12 Кодекса.
При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную п. 1 ст. 105.6 Кодекса.
При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в п. 1 ст. 105.6 Кодекса, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную п. 2 указанной статьи .
В рассматриваемом случае представляется возможным использовать сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах.
Согласно ст. 105.7 Кодекса метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном ст. 105.9 Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.
При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.
Признание для целей Кодекса товаров однородными осуществляется в соответствии с п. 7 ст. 38 Кодекса.