ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УМЕНЬШЕНИИ ПРИБЫЛИ ТЕКУЩЕГО ГОДА, ВКЛЮЧАЕМОЙ В РАСЧЕТ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА, НА ВЕЛИЧИНУ РЕЗЕРВА НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК
Срок действия меры в виде требования о доформировании резерва на возможные потери определяется до ее отмены предписанием Банка России, что не противоречит нормативным актам Банка России. При этом следует отметить, что предписание Банка России, в отличие от писем Банка России рекомендательного характера, в силу ст. 74 Федерального закона ''О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)'' представляет собой акт Банка России, обязательный для исполнения кредитной организацией.
Об этом Письмо Банка России от 29.04.2013 N 41-3-6/848.
Установление Положением Банка России от 10.02.2003 N 215-П ''О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций'' (далее - Положение N 215-П) обязанности кредитных организаций осуществлять корректировки показателей, используемых при расчете капитала, на величину фактически недоформированного в соответствии с требованием Банка России резерва на возможные потери обусловлено тем, что, как свидетельствует надзорная практика, нередки случаи использования кредитными организациями в целях избежания формирования резервов на возможные потери в требуемых Банком России объемах ''схемных'' операций по погашению проблемных активов за счет денежных средств и (или) имущества, прямым или косвенным (через третьих лиц) предоставленных самой кредитной организацией. Корректировка капитала по требованию Банка России в указанных случаях нацелена на адекватное отражение в отчетности кредитных организаций размера собственных средств исходя из качества их активов.
Письмо Банка России от 09.10.2012 N 141-Т ''Об особенностях контроля территориальными учреждениями Банка России исполнения кредитными организациями требований Банка России о доформировании резервов на возможные потери'' (далее - Письмо N 141-Т) содержит рекомендации Банка России по оперативному контролю территориальными учреждениями Банка России исполнения кредитными организациями требований о доформировании резервов на возможные потери, а также нацеливает территориальные учреждения Банка России на оперативную работу с кредитными организациями по анализу представленных материалов, подтверждающих исполнение требований Банка России.
Относительно вопроса правомерности отмены предписания с требованием о доформировании резерва на возможные потери новым предписанием полагаем необходимым отметить следующее.
Срок действия меры в виде требования о доформировании резерва на возможные потери определяется до ее отмены предписанием Банка России, что не противоречит нормативным актам Банка России. При этом следует отметить, что предписание Банка России, в отличие от писем Банка России рекомендательного характера, в силу ст. 74 Федерального закона ''О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)'' представляет собой акт Банка России, обязательный для исполнения кредитной организацией.
Устранение, по мнению кредитной организации, нарушений, допущенных в ее деятельности, не влечет автоматической отмены предписания Банка России. Территориальное учреждение Банка России должно получить доказательства факта устранения допущенных кредитной организацией нарушений. Только после анализа представленных доказательств территориальное учреждение Банка России либо отменяет примененную к кредитной организации меру воздействия в связи с исполнением последней содержащихся в предписании требований, либо, если будет установлено, что актив (часть актива) был погашен кредитной организацией с использованием ''схем'', одновременно с полной или частичной отменой предписания направляет новое предписание с требованием о доформировании резервов на возможные потери по вновь возникшим на балансе банка активам.
Вместе с тем Департамент разделяет озабоченность Ассоциации относительно возможности ухудшения экономического положения кредитных организаций, в том числе в отношении которых применена мера воздействия в виде требования о доформировании резерва на возможные потери, в связи с чем полагаем целесообразным рекомендовать кредитным организациям в первую очередь более тщательно подходить к вопросу оценки принимаемых ими рисков, а также проявлять кооперативность по отношению к надзорному органу при осуществлении последними контроля исполнения указанных требований в целях максимального сокращения его сроков.