Средства в виде платы за пользование бюджетным кредитом, поступающие на специальные счета, открываемые для концентрации и учета финансовых средств, расходуемых и поступающих в бюджет в рамках договоров о предоставлении бюджетного кредита, не могут квалифицироваться как доходы указанных уполномоченных органов от реализации товаров (работ, услуг) либо как их внереализационные доходы и, соответственно, не должны учитываться у данных органов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Об этом Письмо Минфина РФ от 07.06.2007 N 03-03-06/4/70.
Так, согласно ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.
В соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) доходы кредитора в виде процентов, полученных по договорам кредита, учитываются при формировании налоговой базы в порядке, установленном данной главой НК.
Бюджетный кредит, как это установлено ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК), представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Согласно ст. 76 БК бюджетный кредит предоставляется на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений БК и иных нормативных актов уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
При этом положениями ст. 76 БК также установлено, что уполномоченные в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований государственные органы, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита.
Согласно положениям ст. 182 ГК сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.
В соответствии со ст. 246 НК Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций, что подтверждается также п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98.
Также необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 ст. 76 БК возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств в форме бюджетного кредита, а также плата за пользование ими приравнивается к платежам в бюджет.
Согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 гл. 21 ''Налог на добавленную стоимость'' НК операции по оказанию финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Поскольку денежные средства, поступающие в бюджет субъекта Российской Федерации в виде платы за пользование бюджетными средствами, являются оплатой финансовой услуги по предоставлению займов в денежной форме, то такие денежные средства налогом на добавленную стоимость не облагаются.