Принятие к вычету (возмещению) сумм налога на добавленную стоимость, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета, в случае оплаты налога за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, налог на добавленную стоимость к вычету не принимается.
Об этом Письмо Минфина РФ от 15.02.2008 N 03-07-11/64.
В соответствии с пп. ''в'' п. 5 Правил предоставления в 2007 г. субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, субсидии, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации, направляются гарантирующим поставщикам и (или) энергосбытовым (энергоснабжающим) организациям, осуществляющим покупку электрической энергии (мощности) на оптовом рынке (или на розничном рынке) с целью ее продажи потребителям на розничном рынке на территории этого субъекта по ценам (тарифам), которые не выше установленных в этом субъекте тарифов на электрическую энергию (мощность). При этом указанным организациям компенсируются расходы, понесенные на оптовом рынке (или расходы на приобретение электрической энергии (мощности) у поставщиков, одновременно являющихся участниками оптового рынка), в части, в которой эти расходы не учтены в ценах (тарифах) на розничных рынках.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
По нашему мнению, средства, полученные в указанном в письме случае, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования ( пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса), ни в качестве целевых поступлений из бюджета ( п. 2 ст. 251 Кодекса), поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Факт получения организацией средств из бюджета на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и льгот сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.
Учитывая изложенное, средства, поступившие организации из бюджета в счет компенсации убытков, возникших в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов.
Порядок признания доходов при методе начисления в целях налогообложения прибыли установлен ст. 271 Кодекса.
Специалисты Минфина обращают внимание на то, что данный вывод подтверждается п. 1 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).
Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Кроме того, на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
В случае если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то такие денежные средства налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.
Таким образом, денежные средства, полученные организациями из бюджета на компенсацию их расходов, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у этих организаций не включаются и, соответственно, счета-фактуры при их получении не оформляются.
Что касается применения налоговых вычетов, то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками за счет собственных средств, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.