В соответствии с международной практикой заключения и применения договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов при налогообложении процентных доходов, выплачиваемых российскими банками по средствам, привлеченным в результате выпуска еврооблигаций иностранными SPV-компаниями и размещенным в виде депозита в данных российских банках, следует применять положения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, в зависимости от налогового резидентства конкретного фактического держателя еврооблигаций. Иностранные SPV-компании, являющиеся номинальными эмитентами еврооблигаций, не могут рассматриваться как лица, имеющие фактическое право на данные процентные доходы.
Об этом Письмо Минфина РФ от 30.12.2011 N 03-08-13/1.
SPV-компании используются данными российскими банками с целью привлечения денежных средств посредством выпуска еврооблигаций SPV-компаниями под гарантию российских банков своевременной и точной оплаты любой суммы, подлежащей уплате в соответствии с такими еврооблигациями.
Денежные средства, полученные SPV-компаниями в результате выпуска еврооблигаций, размещаются в российских банках в виде срочного вклада. Во исполнение депозитного договора банки выплачивают иностранной SPV-компании проценты, которые затем направляются на выплату процентов держателям еврооблигаций.
Условия выпуска SPV-компаниями еврооблигаций согласуются с условиями размещенного в российских банках депозита. Как правило, деятельность такой SPV-компании осуществляется исключительно в интересах и под контролем российского банка. Денежные средства, размещенные иностранной SPV-компанией в виде депозита в российском банке, являются средствами иностранных инвесторов - держателей выпущенных еврооблигаций.
Как правило, все соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами, содержат статью, регулирующую налогообложение процентного дохода и устанавливающую, что проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве. В то же время такой статьей предусмотрено право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае если получатель является фактическим владельцем процентов, то устанавливается льготная ставка или освобождение от уплаты налога, взимаемого в государстве- источнике.
Таким образом, для целей налогообложения и, соответственно, применения межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключаемых Российской Федерацией с иностранными государствами, определяющим фактором является наличие фактического права на доход.
В соответствии с Комментариями к Модели конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал, на основе которой заключаются Российской Федерацией с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, и сложившейся международной практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения требование наличия фактического права на доход содержится с целью уточнения значения выражения ''выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве'', используемого в статье, регулирующей налогообложение процентного дохода. Таким образом, уточняется, что государство - источник дохода не должно предоставлять освобождение от налогообложения (или осуществлять налогообложение по пониженным ставкам) данного процентного дохода лишь на том основании, что доход был получен лицом с постоянным местопребыванием в государстве - партнере по Соглашению.
Термин ''фактический получатель дохода'' не должен трактоваться в узком, техническом смысле, его следует трактовать исходя из целей и задач международных договоров об избежании двойного налогообложения, таких как ''избежание двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов'', и с учетом таких основных принципов договоров, как ''предотвращение злоупотребления положениями договора'' и ''преобладание сущности над формой''.
Организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, а именно при условии заключения гражданско- правого договора. Кроме этого, для признания лица в качестве фактического получателя дохода данное лицо должно обладать не только правом на получение дохода, но и, как следует из международной практики применения соглашений об избежании двойного налогообложения, быть лицом, определяющим дальнейшую ''экономическую судьбу'' полученного дохода.
Следовательно, освобождение от налогообложения или налогообложение по пониженным ставкам процентного дохода в государстве источника дохода не предоставляется, если между фактическим владельцем и плательщиком процентов имеется посредник, такой как агент или получатель по доверенности, за исключением случаев, когда имеется подтверждение того, что в конечном итоге фактическим владельцем дохода является резидент государства, с которым государство источника дохода имеет соответствующий международный договор.
При отсутствии установленных ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подтверждений постоянного местонахождения иностранных инвесторов - держателей еврооблигаций данный процентный доход подлежит налогообложению на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 309 Кодекса.