В случае, если согласно принятой учетной политике и положениям п. 1 ст. 318 НК РФ расходы в виде вознаграждения (бонусов) являются косвенными расходами, указанные расходы, в соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ, подлежат отнесению в полном объеме к расходам отчетного (налогового) периода, к которому такие расходы относятся в соответствии с порядком уплаты вознаграждения (бонусов), установленным соответствующим договором.
Об этом Письмо Минфина РФ от 17.12.2009 N 03-08-05.
В соответствии с нормами российского законодательства о налогах и сборах доходы туркменской компании, полученные в виде вознаграждения (бонуса), выплачиваемые ей российской организацией за выполнение обязательств по договору, не относятся к какому-либо из видов доходов, поименованных в ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Поэтому, по нашему мнению, данный вид дохода туркменской компании следует квалифицировать согласно ст. 21 ''Другие доходы'' Соглашения между Правительством Российской Федерации Правительством Туркменистана об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 14.01.1998 (далее - Соглашение).
Согласно данной статье Соглашения виды доходов резидента Договаривающегося Государства независимо от источника их возникновения, не упомянутые в предыдущих статьях настоящего Соглашения, подлежат налогообложению только в этом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, доходы, полученные туркменской компанией в виде вознаграждения (бонусов), не подлежат налогообложению в Российской Федерации согласно нормам как российского законодательства, так и межправительственного Соглашения .
Что касается вопроса о включении в расходы сумм данных вознаграждений (бонусов) для целей налогообложения прибыли, то специалисты Минфина отмечают следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.
Уплата вышеуказанных вознаграждений (бонусов) не может квалифицироваться как расход, осуществленный в целях приобретения лицензии согласно Федеральному закону от 21.02.1992 N 2395-1 ''О недрах''. Следовательно, такие расходы на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса должны учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В аналогичном порядке осуществляется налоговый учет вознаграждения (бонусов), уплаченного в соответствии с заключенным договором, за пользование участками недр, расположенных на территории иностранного государства.