ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Начиная с 2007 года, несколько изменился порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов налогоплательщиками, установленный в части первой Налогового кодекса (НК). Соответствующие изменения, в частности, были внесены в главы 8-11 НК Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ (Закон).
Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора
Начиная с 2007 года, статья 45 НК представлена в новой редакции.
Согласно новым правилам предусмотрено только два вида ошибок, которые может допустить налогоплательщик при заполнении платежного поручения, в результате чего обязанность по уплате налога исполненной признана не будет (пп. 4 п. 4 статьи 45 НК):
- ошибка в указании номера счета Федерального казначейства;
- ошибка в указании наименования банка получателя.
Эти ошибки приводят к неперечислению суммы налога в бюджет РФ.
При обнаружении же налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему, налогоплательщик согласно п. 7 статьи 45 НК вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
При этом по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение 5 дней со дня получения требования налогового органа.
В результате налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога и осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Минфин в письме от 03.11.2006 №03-02-07/1-307 указал, что правом подавать заявления о пересчете пеней, связанных с ошибками в платежных поручениях, не повлекших неперечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик может воспользоваться как с 1 января 2007 года, то есть с даты вступления Закона в силу, так и до этой даты, и пересчет будет осуществлен просить за период с момента фактической уплаты налога в бюджетную систему, то есть с момента предъявления в банк платежного поручения.
Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках
Статья 46 НК также изложена в новой редакции.
Главное, чем Законом дополнена статья, - указание на срок, в течение которого налоговый орган должен обратиться в суд с требованием о взыскании налога с налогоплательщика (п. 3 статьи 46 НК): «…налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом».
Кроме того, если ранее налоговый орган самостоятельно решал, с каких счетов ему производить взыскание налога – расчетных и (или) валютных, то теперь в п. 5 статьи 46 НК введен абз. 2, ограничивающий возможность взыскания налога с валютных счетов налогоплательщика, которое может производиться только в случае недостаточности средств на рублевых расчетных счетах.
С 1 января 2007 года перестали действовать нормы п. 7 статьи 114 НК, устанавливающие случаи взыскания штрафа с налогоплательщика. Но тем не менее, п. 10 статьи 46 НК указывает на то, что указанные в статье 46 НК положения применяются также и в отношении штрафов, хотя, по идее, они также должны перестать действовать.
Таким образом, существуют некоторые недоработки и противоречия.
Как указано в п. 18 статьи 7 Закона, налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона. Следовательно, рассмотренный порядок применяется в отношении решений налогового органа, принятых с 1 января 2007 года.
Статья 58. Порядок уплаты налогов и сборов
Главное изменение, которое предусмотрено новой редакцией статьи 58 НК, касается случая просрочки уплаты авансовых платежей: на них теперь начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК (абз. 2 п. 3 статьи 58 НК).
Согласно абз. 3 п. 3 статьи 58 НК нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Иными словами, в случае просрочки уплаты авансовых платежей или неправильного определения их суммы, налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности.
Статья 69. Требование об уплате налога или сбора
В соответствии с Законом изменился и порядок направления требования об уплате налога или сбора – теперь согласно абз. 2 п. 6 статьи 69 НК в случае невозможности вручить требование руководителю или представителю налогоплательщика лично, можно направить его по почте заказным письмом, тогда как ранее направить требование можно было только в случае уклонения от его получения.
По новым правилам требование, направленное заказным письмом по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога или сбора
Ранее (до 2007 года) требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога
Закон ввел новый срок направления требования – теперь согласно п. 1 статьи 70 НК оно должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 рассматриваемой статьи.
В соответствии с п. 2 статьи 70 НК требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, а не с даты вынесения соответствующего решения, как это было ранее.
Статья 75. Пеня
Статья 75 НК дополнена п. 7, согласно которому правила, предусмотренные статьей 75 НК, распространяются, кроме налогоплательщиков, также и на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Статья 75 НК дополнена также п. 8. В соответствии с данным пунктом не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Данное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.
Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика – организации, налогового агента - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя
Во-первых, статья 76 переименована: «Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей». Но это не основное изменение.
В п. 1 статьи 76 НК Законом внесено уточнение, согласно которому приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджет РФ.
Согласно данной статье при взыскании налога или сбора за счет денежных средств налоговый орган может приостанавливать операции по счетам. Однако теперь в п. 2 рассматриваемой статьи 76 НК внесен абз. 2, в котором указано, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Кроме того, согласно вновь введенному абз. 3 п. 2 статьи 76 НК приостанавливаться будут только операции в пределах суммы, указанной в решении налогового органа. А если сумма на счете больше суммы задолженности, то налогоплательщик может использовать оставшуюся на счете сумму по своему усмотрению.
Согласно новой редакции п. 9 статьи 76 НК в случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. При этом налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения заявления принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств.
В случае если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах. После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.