Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы |
Р. Демьянов НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ НА МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯРазделы: Налог на прибыль, Налог на добавленную стоимостьМаркетинг представляет собой предпринимательскую деятельность, которая управляет продвижением товара на рынке, деятельность по изучению текущего рынка сбыта.
Маркетинговые исследования представляют собой сбор и анализ данных, которые позволяют получить информацию, необходимую для разработки, производства и доведения до покупателя товаров и услуг, представляющих для него ценность. Маркетинговые исследования могут проводиться собственными силами или с привлечением маркетинговых агентств. Проводить маркетинговые исследования собственными силами достаточно дорого, поэтому позволить себе это могут только крупные фирмы, создающие для этих целей специальные подразделения. Это целесообразно, если фирма планирует проводить регулярные исследования. У организации в этом случае не будет ни договоров, ни актов, подтверждающих выполнение работ. В связи с этим необходимо утвердить документы, регламентирующие деятельность подразделения. Должен быть составлен план мероприятий, который утверждается приказом руководителя или уполномоченного им лица. В плане указываются порядок проведения маркетинговых исследований, сроки, ответственное лицо за исследования. Также необходимо, чтобы к приказу прилагался перечень выполненных работ. Если маркетинговые исследования проводит сторонняя организация, то с ней заключается договор возмездного оказания услуг. В обязательном порядке должны быть составлены акт сдачи-приема оказанных услуг, отчет об оказанных услугах. В ходе налоговой проверки инспекторы обращают особое внимание на составление договоров на оказание маркетинговых услуг, поэтому необходимо очень тщательно подходить к их оформлению. Как и в любом другом договоре, в нем необходимо четко определить рамки услуг, цели, объект и методы исследования. Если организация разрабатывает новое направление в своей деятельности, планирует выпустить новый товар, то она должна составить план мероприятий. Привлечение сторонней фирмы для проведения маркетинговых исследований должно включаться в этот план. Предмет договора должен быть четко определен. Необходимо указать конкретное направление, товар (группа товаров), регион, целевую группу населения. Необходимо определить, в какой форме заказчику предоставляется результат работ. Это могут быть письменный отчет, табличные и графические материалы, слайды, видеозапись и т.д. Отчет исполнителя может понадобиться не только коммерческому или финансовому директору, но и налоговому инспектору.
В налоговом законодательстве отсутствует понятие "маркетинговые услуги". Согласно Письму ФНС России от 20.02.2006 №ММ-6-03/183@ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе (НК), применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (п. 1 статьи 11 НК). В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (введено в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 №454-ст с 1 января 2003 г.) отсутствует термин "маркетинговые услуги". ОКВЭД содержит понятие "исследование конъюнктуры рынка", которое отнесено к классу 74 "Предоставление прочих видов услуг", группе 74.13, включающей подгруппу 74.13.1 "Исследования конъюнктуры рынка", в частности, изучение потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычках потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов. В процессе исследования рынка могут осуществляться следующие процедуры:
В налоговом учете маркетинговые расходы включаются в первоначальную стоимость основных средств и материально-производственных запасов на основании п. 2 статьи 254 и п. 1 статьи 257 НК. Расходы на маркетинговые услуги могут быть учтены при соблюдении условий обоснованности и документальной подтвержденности (статья 252 НК). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 14 и 15 п. 1 статьи 264 НК). По смыслу статьи 252 НК экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода. В состав прочих расходов включаются расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг (пп. 27 п. 1 статьи 264 НК). Следовательно, учесть расходы на текущее исследование конъюнктуры рынка в целях налогообложения возможно, если информация носит текущий характер и непосредственно связана с текущим производством и реализацией продукции (товаров). Если же расходы связаны с маркетинговыми исследованиями перспектив рынка или с исследованием новых рынков или товаров, то, получается, что их нельзя учесть для целей налогообложения на основании пп. 27 п. 1 статьи 264 НК. Расходы на маркетинговые исследования следует принимать для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 49 п. 1 статьи 264 НК, поскольку перечень расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым при условии, что расходы на маркетинг соответствуют критериям, указанным в статье 252 НК. Если организация применяет метод начисления, то согласно статье 272 НК, датой признания прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за предоставленные ими услуги признается дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода. Организациями, применяющими кассовый метод, дата признания расходов определяется в соответствии со статьей 273 НК. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Расходы на маркетинг являются косвенными расходами организации. В связи с этим сумма маркетинговых расходов, осуществленных в отчетном периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного периода (п. п. 1, 2 статьи 318 НК). При оказании маркетинговых услуг сторонней организацией - плательщиком НДС возникает проблема учета "входного" НДС. Для того чтобы принять налог к вычету, необходимо наличие счета-фактуры, акта, подтверждающего выполнение работ, оказание услуг. Для принятия НДС к вычету оплата товара, работ, услуг не требуется. Если маркетинговые услуги приобретаются для осуществления операций, не облагаемых НДС, то вычет НДС по этим расходам не производится. © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка) |
Налоги: НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН Бухучет: Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность Документы: Судебная практика по налоговым спорам (ФАС) Кодексы: НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ Разное: Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -
Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия Организации, осуществляющие инженерно-геодезические изыскания должны состоять в СРО
7 лайфхаков по выбору и уходу за дисками Alutec Экосистема криптовалют: криптобиржа децентрализованного типа Описание процедуры стрейчевания грузов Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО Установление суммированного учета рабочего времени Учет расходов на страхование заложенного имущества
Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274 О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478 Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351. О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226. |
Subschet.ru:
Новости
| Статьи
| Книги on-line
| Журналы on-line
| Книги в продаже
| Вопрос-ответ
| Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014
|