В статье рассмотрены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (правила 29-31), утвержденные Постановлением Правительства от 23.09.2002 №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
Правила представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 29. РАССМОТРЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Правило устанавливает единые требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита.
Настоящее правило не применяется, если служба внутреннего аудита аудируемого лица оказывает помощь внешнему аудитору при выполнении процедур внешнего аудита. Процедуры, предусмотренные в настоящем правиле аудиторской деятельности, должны применяться к сфере внутреннего аудита в той части, которая имеет отношение к аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Внешний аудитор рассматривает деятельность службы внутреннего аудита и ее влияние на внешние аудиторские процедуры, если таковое существует.
Внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля. Служба внутреннего аудита является подразделением аудируемого лица.
Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:
а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;
б) исследование финансовой и управленческой информации;
в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
г) контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.
В свою очередь, основная цель внешнего аудитора - получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.
Внешний аудитор должен предварительно оценить, насколько эффективны функции службы внутреннего аудита, если он собирается в дальнейшем полагаться на их эффективность, что повлияет на аудиторский риск и его оценку.
При достижении понимания и осуществлении оценки эффективности функций внутреннего аудита нужно учитывать следующие важные критерии:
- организационный статус, то есть конкретный статус службы внутреннего аудита в структуре аудируемого лица и влияние этого статуса на способность такой службы быть объективной;
- объем функций, то есть характер и объем поручений, выполняемых службой внутреннего аудита;
- профессиональная компетентность;
- должная профессиональная добросовестность.
Оценка конкретной работы службы внутреннего аудита включает рассмотрение адекватности объема работы и соответствующих программ, а также того, остается ли в силе предварительная оценка эффективности функций службы внутреннего аудита.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 30. ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Правило устанавливает единые требования к оказанию сопутствующей аудиту услуги - выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации и применяется при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации.
Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кредиторской задолженности), одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.
Этическими принципами, которыми руководствуется аудитор при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации, являются:
а) честность;
б) объективность;
в) профессиональная компетентность и добросовестность;
г) конфиденциальность;
д) профессиональное поведение;
е) следование регламентирующим указанную деятельность документам.
Аудитор выполняет согласованные процедуры в отношении финансовой информации и использует полученные доказательства в качестве основы для отчета.
Процедуры, используемые при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации, могут включать:
а) запросы и анализ;
б) пересчет, сравнение и другие действия по проверке точности записей;
в) наблюдение;
г) инспектирование;
д) получение подтверждений.
Отчет должен содержать достаточно подробное описание цели выполненных согласованных процедур, дающее пользователю возможность понять характер и объем выполненной работы.
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 31. КОМПИЛЯЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Правило устанавливает единые требования к оказанию сопутствующей аудиту услуги - компиляции финансовой информации.
Настоящее правило аудиторской деятельности применяется при компиляции финансовой информации, а также, насколько это возможно, при компиляции нефинансовой информации при условии, что аудитор обладает адекватными знаниями по конкретному предмету.
Компиляция финансовой информации - сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация.
Трансформация финансовой информации - преобразование форм финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства РФ, в иные формы финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Целью компиляции финансовой информации для аудитора является использование экспертных знаний в области бухгалтерского учета, а не экспертных знаний в области аудита, для сбора, классификации и обобщения финансовой информации.
Задание по компиляции финансовой информации обычно включает составление финансовой (бухгалтерской) отчетности (которая может являться полным набором финансовых отчетов или может таковым не являться), но может также включать сбор, классификацию и обобщение иной финансовой информации.
Для компиляции финансовой информации аудитору необходимо общее понимание характера финансово-хозяйственных операций лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг, порядка совершения операций и их отражения в бухгалтерском учете, принципов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми должна быть предоставлена финансовая информация. Аудитор может получать сведения о сфере деятельности лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг, как из предыдущего опыта работы с указанным лицом, так и от его сотрудников.
В обязанности аудитора, как правило, не входит выполнение следующих процедур:
а) направление запросов руководству лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг, с целью оценки надежности и полноты предоставленной информации;
б) проведение оценки средств и системы внутреннего контроля;
в) проверка полученных разъяснений и иная проверка.
Аудитор знакомится с компилированной финансовой информацией и определяет, соответствует ли она надлежащей форме и не содержит ли каких-либо очевидных существенных искажений. Возможны следующие искажения информации:
а) ошибки в применении основных принципов составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
б) отсутствие случаев раскрытия информации об основных принципах составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также об отступлениях от них;
в) отсутствие случаев раскрытия информации о любых иных важных вопросах, о которых аудитору стало известно.