Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы
SUBSCHET.RU
  Везде    Новости    Статьи    Книги on-line    Книги в продаже    Вопрос-ответ    Официальные документы  
Образец для поиска:

Все словоформы  Нечеткий поиск | Советы по поиску | Топ запросы







ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 26.03.2004 N 254-П

Разделы: Налоги, налогообложение и налоговый учет; Налоговая система РФ, Прочие вопросы

Кредитная организация должна обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва. При этом кредитной организации при заключении договора кредитования необходимо определять как цель, на которую предоставляется ссуда, так и меры для получения информации о соблюдении (несоблюдении) целевого использования ссуды, предписанные п. 2.3 Положения N 254-П. Для соблюдения требований Положения N 254-П, в том числе по классификации ссуд с учетом требований п. п. 3.13 и 3.14 Положения N 254-П, кредитной организации необходимо разработать и закрепить подходы по выявлению фактов направления (как прямого, так и косвенного) заемщиком кредитных средств на поименованные в указанных пунктах цели.

Об этом Письмо Банка России от 01.03.2013 N 41-1-9/361.

Разъяснения ДБР содержат пояснения нормативных актов Банка России, в том числе Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' (далее - Положение N 254-П), и не устанавливают иной порядок оценки кредитного риска и формирования резервов на возможные потери по ссудам.

Разъяснения ДБР размещены в открытом доступе на экстранет-портале, созданном для взаимодействия с кредитными организациями на базе МГТУ Банка России, как для внутреннего пользования, так и для внешнего применения кредитными организациями. Кроме того, с декабря текущего года разъяснения размещаются также на официальном сайте Банка России.

ДБР неоднократно высказывалась позиция по вопросу оценки кредитного риска по заемщикам, входящим в группу (холдинг).

Содержательно данная позиция сводится к возможности учитывать финансовое состояние группы (холдинга) в целом, в состав которой входит заемщик, как дополнительный фактор для оценки финансового положения заемщика при ее закреплении во внутренних документах кредитной организации, регламентирующих процедуру оценки кредитных рисков и создания резервов на возможные потери по ссудам.

Данные разъяснения размещены на экстранет- портале, созданном для взаимодействия с кредитными организациями и территориальными учреждениями Банка России.

В соответствии с п. 3.1.2 Положения N 254-П кредитная организация должна обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва. При этом кредитной организации при заключении договора кредитования необходимо определять как цель, на которую предоставляется ссуда, так и меры для получения информации о соблюдении (несоблюдении) целевого использования ссуды, предписанные п. 2.3 Положения N 254-П. Для соблюдения требований Положения N 254-П, в том числе по классификации ссуд с учетом требований п. п. 3.13 и 3.14 Положения N 254-П, кредитной организации необходимо разработать и закрепить подходы по выявлению фактов направления (как прямого, так и косвенного) заемщиком кредитных средств на поименованные в указанных пунктах цели.

Также п. 3.9.2 Положения N 254-П предусмотрен подход, в рамках которого использование ссуды заемщиком не по целевому назначению, определенному в договоре, на основании которого ссуда предоставлена, может быть отнесено к иному существенному фактору, влияющему на принятие кредитной организацией решения о классификации ссуд в более низкую категорию качества, чем это предусмотрено таблицей 1 п. 3.9 указанного Положения.

В нашем понимании, кредитная организация должна быть заинтересована в получении и включении в досье заемщика всей доступной и необходимой для анализа финансового положения заемщика информации и принятии мер по получению информации, в том числе о целевом использовании заемщиком предоставленной ссуды.

Положение N 254-П не содержит критериев существенности для определения категории качества по ссудам, подлежащим классификации на основании п. п. 3.13.6 , 3.14.1 Положения N 254-П. В случае если кредитной организацией выявлен факт направления ссуды (или ее части) на указанные в п. п. 3.13.6 и 3.14.1 Положения N 254-П цели, кредитной организации следует классифицировать всю ссуду в соответствии с требованиями п. п. 3.13.6 и 3.14.1 Положения N 254-П не выше, чем в III категорию качества.

Вместе с тем кредитная организация вправе, исходя при этом из принципа разумной осторожности, закрепить во внутренних документах по кредитной политике подход, позволяющий не распространять требования п. п. 3.13.6 и 3.14 Положения N 254-П на ссуду, если ее часть, направленная на указанные цели, является несущественной. По мнению Банка России, часть ссуды, которая может быть направлена на указанные цели, будет считаться несущественной, если она составляет не более 20% от общей суммы ссудной задолженности.

Данная позиция неоднократно доводилась до кредитных организаций, в том числе размещена на экстранет-портале, созданном для взаимодействия с кредитными организациями и территориальными учреждениями Банка России.

В целях применения абз. 9 п. 6.5 Положения N 254-П под ухудшением финансового положения третьего лица, предоставившего обеспечение, следует понимать возникновение угрозы его несостоятельности (банкротства) при реализации кредитором своих прав на залог.

В настоящее время предполагается внести соответствующие изменения в Положение N 254-П (проект указания ''О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' был опубликован с 24.01.2013 по 28.02.2013 на сайте Банка России).

Международные стандарты финансовой отчетности (в частности, МСФО 39 ) ориентированы на концепцию понесенных убытков, что по сути является бухгалтерским подходом по формированию резервов на возможные потери.

Действующий порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, установленный Положением N 254-П, разработан в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору (''Принципы управления кредитным риском, лучшая практика по созданию резервов'', 2006 г.) и обязывает банки учитывать при оценке кредитного риска, помимо объективных, уже проявившихся факторов обесценения, факторы, способные в обозримой перспективе повлиять негативным образом на финансовое состояние заемщиков, и ориентирован на пруденциальный консервативный подход.

Нормами Указания Банка России от 23.12.2008 N 2156-У ''Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности'' (далее - Указание N 2156-У) кредитным организациям предоставлялось право не ухудшать оценку качества обслуживания долга по ссудам в ряде случаев относительно действующих норм п. 3.7 Положения N 254-П при положительной оценке кредитной организацией прогноза восстановления заемщиком нормальной финансово-хозяйственной деятельности в обозримой перспективе без учета текущей оценки финансового положения заемщика.

Банком России в 2010 г. выпущено Указание Банка России от 03.06.2010 N 2459-У ''Об особенностях оценки кредитного риска по отдельным выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности'', предоставляющее право не ухудшать оценку качества обслуживания долга по ссуде по сравнению с оценкой качества обслуживания долга, произведенной с учетом Указания N 2156-У, при отсутствии на дату оценки ухудшающих обстоятельств, требующих в соответствии с требованиями Положения N 254-П изменения оценки качества обслуживания долга по ссуде.

Кроме того, в текущем году выпущены Указания N 2860-У и N 2920-У о внесении изменений в Положение N 254-П, предусматривающие льготный подход по формированию резервов на возможные потери по ссудам юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, пострадавших в связи с возникновением чрезвычайной ситуации, а именно возможность сохранения фактически сформированного резерва по ссудам, предоставленным этим лицам, в случае ухудшения финансового положения заемщика и (или) качества обслуживания долга.

В соответствии с действующим механизмом рефинансирования в обеспечение кредитов Банка России принимаются активы (векселя, кредитные договоры), отнесенные в соответствии с Положением N 254-П к I или II категории качества, то есть активы, по которым по оценке самой кредитной организации полностью отсутствует кредитный риск или имеется умеренный кредитный риск, когда вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю или обусловливает ее незначительное обесценение. При этом финансовое положение организации, обязанной по векселю (кредитному договору), а также обслуживание долга по соответствующей ссуде оценивается кредитной организацией как хорошее или среднее.

С учетом текущего состояния ликвидности банковского сектора в условиях оживления экономики и повышения качества ведения банковской деятельности смягчение требований Банка России к оценке кредитными организациями кредитного риска по ссудам может привести к неоправданному росту рисков Банка России при предоставлении кредитным организациям кредитов, обеспеченных векселями (правами требования по кредитным договорам), в рамках Положения Банка России от 12.11.2007 N 312-П ''О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами'' (далее - Положение N 312-П).

В настоящее время в Банке России установлен порядок, в соответствии с которым внесение изменений в формы банковской отчетности осуществляется не чаще двух раз в год, за исключением случаев, когда такие изменения обусловлены вступлением в силу законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации.

В связи с этим отмечаем, что внесенные в 2012 г. изменения в Указание Банка России от 12.11.2009 N 2332-У ''О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации'' в основном обусловлены вступлением в силу Федерального закона ''О национальной платежной системе'', изменением законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также введением в действие на территории Российской Федерации международных стандартов финансовой отчетности.

Положением Банка России от 28.09.2012 N 387-П ''О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска'' предусматривается использование множителя, равного 12,5, при расчете совокупной величины рыночного риска (вместо действующего значения, равного 10) для обеспечения более высокого уровня покрытия рисков капиталом в связи с более высоким уровнем норматива достаточности собственных средств (капитала), применяемого Банком России (10%), по сравнению со значением 8%, установленным документами БКБН, при сохранении коэффициентов риска на уровне, соответствующем положениям Базеля 2,5 (Revisions to the Basel II market risk framework, July 2009). Аналогичный подход используется и при расчете требований к капиталу на покрытие операционного риска в рамках Положения Банка России от 28.12.2012 N 395-П ''О методике определения величины и оценке достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций (''Базель III'')''.

1. О количестве кредитных организаций - контрагентов Банка России по операциям рефинансирования и требованиях, предъявляемых к указанным кредитным организациям.

Количество кредитных организаций - контрагентов Банка России по операциям рефинансирования в настоящее время значительно больше, чем указано в письме АРБ.

Данные о кредитных организациях - контрагентах Банка России по операциям получения обеспеченных кредитов на 01.02.2013 приведены в нижеследующей таблице.


/ pre

Количество организаций * в которых
кредитных в общем расположены
организаций количестве кредитные
Инструмент - кредитных организации
рефинансирования контрагентов организаций -
Банка России - контрагенты/ pre
по данному контрагентов Банка России
инструменту, Банка России по данному
ед. по данному инструменту,


Кредиты,
обеспеченные 496 40 62
(блокировкой)
ценных бумаг
Кредиты,
нерыночными
активами или 469 45 65
поручительствам











* Под малыми и средними кредитными организациями понимаются кредитные организации, величина зарегистрированного уставного капитала которых составляет менее 300 млн руб.

Таким образом, операции рефинансирования Банка России в настоящее время охватывают существенное количество действующих кредитных организаций, среди которых значительную долю занимают малые и средние кредитные организации, а также кредитные организации, расположенные за пределами московского региона.

К кредитным организациям, допущенным к получению обеспеченных кредитов Банка России, не предъявляются требования о наличии генеральной лицензии на осуществление банковских операций или международного рейтинга.

К указанным кредитным организациям предъявляются следующие требования:

кредитная организация отнесена к группе 1 или 2 в соответствии с нормативными актами Банка России;

кредитная организация выполняет обязательные резервные требования;

кредитная организация не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России.

Исходя из этих требований возможность получить кредит Банка России имеет практически любая финансово устойчивая кредитная организация, располагающая необходимым обеспечением, независимо от ее размера, региона нахождения, наличия рейтингов и т.д.

2. О разделении выставляемых на аукционы средств на лоты.

Предложение требует дополнительных пояснений с точки зрения как обоснования целесообразности данной меры, так и механизма ее реализации.

3. Об ограничении величины доступа к ресурсам Банка России долей собственных средств кредитных организаций.

Предложение требует уточнения, поскольку не ясно, идет ли речь о введении или устранении соответствующих ограничений и в каких целях указанные ограничения планируется ввести или устранить.

В настоящее время по операциям предоставления обеспеченных кредитов Банка России лимиты устанавливаются при предоставлении внутридневных кредитов и кредитов овернайт, а также кредитов, обеспеченных поручительствами.

4. О расширении перечня активов, принимаемых в обеспечение по операциям рефинансирования.

Считаем необходимым обратить внимание на то, что в обеспечение по кредитам Банка России принимаются не только ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, и слитки золота, но и векселя и права требования по кредитным договорам, а также поручительства кредитных организаций.

При этом механизм предоставления кредитов Банка России, обеспеченных нерыночными активами, предусматривает упрощенный порядок включения в состав активов, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России (без представления кредитной организацией в Банк России бухгалтерской отчетности организации, обязанной по активу), следующих категорий нерыночных активов:

активов, обязанными лицами по которым выступают организации, включенные в перечень организаций, упомянутый в пп. 3.6.1 п. 3.6 Положения N 312-П (Перечень Банка России);

активов, обязательства по которым обеспечены государственными гарантиями Российской Федерации, или субъекта Российской Федерации, или муниципального образования с определенным уровнем международного рейтинга;

активов, отнесенных к I категории качества в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П;

активов, принадлежащих банкам, соответствующим требованиям, установленным Приказом Банка России от 23.03.2009 N ОД-251 ''О предоставлении Банком России кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, на корреспондентские субсчета кредитных организаций''.

Кроме того, Банком России с 2009 г. проводится эксперимент по предоставлению ОАО ''МСП Банк'', являющемуся дочерней структурой Внешэкономбанка, кредитов Банка России, обеспеченных правами требования по межбанковским кредитным договорам, имеющим целевой характер, связанный с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Банком России могут также проводиться операции валютного свопа, по которым в качестве обеспечения выступает иностранная валюта.

Банком России в условиях дефицита ликвидности банковского сектора начиная со второй половины 2008 г. снижены требования к активам (как рыночным, так и нерыночным), принимаемым в обеспечение по кредитам Банка России.

5. Об увеличении сроков предоставления кредитов Банка России.

Данное предложение не соответствует практике деятельности центральных банков, которые проводят операции по предоставлению ликвидности на длительный (свыше года) срок только в качестве временной антикризисной меры.

Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) согласован с Банком России и утвержден Приказом Казначейства России от 30.11.2012 N 19н ''Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах'' (далее - Приказ), который зарегистрирован Минюстом России 25.12.2012 N 26329 и вступил в силу 1 января 2013 г.

Приказ опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 07.01.2013.

Банком России содержание Приказа доведено до территориальных учреждений Письмом от 25.01.2013 N 5-Т.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ ''Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг'' (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) и Порядок ведения ГИС ГМП не содержат норм, обязывающих Банк России осуществлять информационный обмен посредством применения единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), тем более с использованием каналов связи Банка России.

В связи с этим вопрос об осуществлении информационного обмена с использованием уже имеющегося канала связи с Банком России не рассматривался.

Вопрос о введении временного моратория на применение санкций к банкам за неисполнение требований ст. 21.3 Федерального закона N 210-ФЗ в части информирования о платежах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может быть разрешен Банком России по следующим обстоятельствам.

Ответственность за нарушение требований ст. 21.3 Федерального закона N 210-ФЗ установлена ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 23.1 рассматривают судьи, а протоколы об указанных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного надзора.

Центральный банк Российской Федерации в соответствии со ст. 23.74 КоАП как орган банковского надзора в пределах своих полномочий рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 - 3 ст. 15.27 (в пределах своих полномочий) КоАП РФ.

Таким образом, учитывая наличие специального правового регулирования, Банк России не вправе применить меры реагирования в отношении банков, предусмотренные ст. 74 Федерального закона ''О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ''.







© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)


  Рубрикатор

Налоги:
НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН

Бухучет:
Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность

Документы:
Судебная практика по налоговым спорам (ФАС)

Кодексы:
НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ

Разное:
Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -

  Новости

Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору

Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки

НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ

Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы

Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия

Организации, осуществляющие инженерно-геодезические изыскания должны состоять в СРО

Все новости >>


  Статьи

Почему важны рейтинги МФО при выборе займа: мнение экспертов

Почему стоит воспользоваться услугами налогового консультирования?

Государственная поддержка социального предпринимательства: возможности для стартапов

Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России

Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО

Установление суммированного учета рабочего времени

Учет расходов на страхование заложенного имущества

Все статьи >>


  Официальные документы

Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274

О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478

Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351.

О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226.

Все официальные документы>>





Рейтинг@Mail.ru

Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014