Стандартный налоговый вычет может предоставляться в двойном размере, т.е. в сумме 2000 руб., единственному и одновременно одинокому на момент обращения за вычетом родителю.
Об этом Письмо ФНС РФ от 31.03.2009 N 3-5-04/350@.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 N 121-ФЗ, стандартный налоговый вычет (далее - вычет) может предоставляться в двойном размере, т.е. в сумме 2000 руб., единственному и одновременно одинокому на момент обращения за вычетом родителю.
Определения понятия ''единственный родитель'' ни в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, ни в иных отраслях законодательства Российской Федерации (гражданского, семейного, трудового, законодательства о социальном и пенсионном обеспечении, о медицинском обслуживании и т.п.) не содержится.
Упоминание о единственном родителе имеется в абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ ''О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'', в ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ ''Об опеке и попечительстве'', в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ ''О гражданстве Российской Федерации''. Однако положения приведенных нормативно-правовых актов никак не расшифровывают это понятие.
По мнению ФНС России, в ситуации, когда один из родителей был юридически установлен и на момент обращения второго родителя за вычетом в двойном размере уже умер, единственный и одновременно одинокий родитель (в том числе вдова или вдовец) для целей получения вычета в двойном размере представляет налоговому агенту свидетельство о рождении ребенка и свидетельство о смерти второго родителя.
Данную позицию разделяет Минфин России, уполномоченный на основании положений п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) давать письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства ( Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 31.12.2008 N 03-04-06-01/399).
В ситуации, когда запись данных об отце ребенка в органах ЗАГС производится в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации, однозначное указание матери в качестве единственного родителя в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса для федеральных органов исполнительной власти, ответственных за применение налогового законодательства, достаточно проблематично.
По мнению ФНС России, корректное применение понятия ''единственный родитель'' должно осуществляться компетентными государственными органами, прежде всего Минюстом и Минздравсоцразвития России.