Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы
SUBSCHET.RU
  Везде    Новости    Статьи    Книги on-line    Книги в продаже    Вопрос-ответ    Официальные документы  
Образец для поиска:

Все словоформы  Нечеткий поиск | Советы по поиску | Топ запросы






И. Еланина

НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК


Налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, проводимые налоговыми органами, согласно статье 87 Налогового кодекса (НК) делятся на камеральные и выездные; особенности проведения указанных проверок установлены соответственно статьями 88 и 89 НК.
Однако начиная с 2007 года, порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок несколько изменился. Основные изменения были внесены Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ (Закон).

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Законом внесена обязанность налогового органа составления акта камеральной проверки в случае выявления какого-либо налогового правонарушения. Акт составляется в течение 10 дней после окончания проверки.
Ранее (до 2007 года) в случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган должен был сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Начиная с 2007 года, налоговый орган также может предложить налогоплательщику в течение 5 дней представить необходимые пояснения, являющиеся обоснованием выявленных налоговым органом противоречий. Представленные налогоплательщиком документы и пояснения должны быть в обязательном порядке рассмотрены налоговым органом.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Но о том, какие документы и в каком количестве должны представляться налогоплательщиком по запросу налогового органа, в НК не говорилось. Законом в статью 88 НК внесен дополнительный пункт, согласно которому налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением тех случаев, когда документы должны представляться вместе с налоговой декларацией.

При этом согласно п. 8 статьи 88 НК (в новой редакции) налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДС). Если мы обратимся к статье 172 НК, то не найдем в ней конкретного перечня документов, которые совершенно определенно обосновывали бы вычеты. А это значит, что теперь (с 2007 года) налоговые органы могут истребовать любые документы, обосновывающие вычеты, вплоть до первичных.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и может проводиться по одному или нескольким налогам. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 статьи 89 НК).

В 2007 году налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, как это было ранее. Однако исключение составляют случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Кроме того, начиная с 2007 года, при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств (п. 5 статьи 89 НК).

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать сведения, перечисленные в п. 2 статьи 89 НК:
- полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Согласно п. 6 статьи 89 НК (в новой редакции) выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. При этом срок проведения проверки начисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведении проверки (п. 8 статьи 89 НК – в новой редакции). Заметим, что ранее в этот срок включалось только время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В п. 15 статьи 89 НК установлен конкретный срок составления справки о проведении налоговой проверки – последний день проверки.

Также увеличен срок продления налоговой проверки с трех до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Законом в статью 89 НК внесен п. 9, согласно которому руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 статьи 93.1 НК;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в пп. 2, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Законом также изменен порядок проведения повторной выездной налоговой проверки (п. 10 статьи 89 НК). Повторной проверкой может быть охвачен только трехлетний срок, предшествовавший году вынесения решения о назначении повторной проверки. Повторная налоговая проверка может проводиться также в случае подача уточненной декларации, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной (пп. 2 п. 10 статьи 89 НК). Кроме того, если в ходе повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, которое не было выявлено в ходе первоначальной проверки, то штраф на проверяемое лицо не налагается, за исключением тех случаев, когда правонарушение было скрыто в ходе первоначальной проверки по сговору с должностным лицом налогового органа.

Истребование документов

Статья 93 НК в новой редакции называется «Истребование документов при проведении налоговой проверки».
В п. 2 данной статьи указано, что истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий: копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов.

Увеличен срок представления документов, которые обязано направить или выдать их налоговому органу лицо, которому предъявлено требование о представлении таких документов, - с пяти до десяти дней со дня вручения требования. Более того, в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования, должно письменно уведомить о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может их представить (п. 3 статьи 93 НК).

НК в новой редакции дополнен новой статьей 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», которая определяет и дополняет полномочия налоговых органов по истребованию документов, а также порядок такого истребования. Устанавливается возможность налоговых органов истребовать информацию о конкретных сделках вне рамок проведения налоговых проверок, если возникает обоснованная необходимость получения такой информации.

Оформление результатов налоговых проверок

Статья 100 НК в новой редакции НК так же, как и статья 93 НК поменяла свое название – «Оформление результатов налоговой проверки».

Составление акта налоговой проверки становится с 2007 года обязательным. В п. 3 статьи 100 НК установлен перечень сведений (реквизитов), которые должны указываться в акте. Согласно п. 5 статьи 100 НК акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 статьи 100 НК).






© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)



  Рубрикатор

Налоги:
НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН

Бухучет:
Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность

Документы:
Судебная практика по налоговым спорам (ФАС)

Кодексы:
НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ

Разное:
Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -

  Новости

Размер банковской комиссии для торговых организаций при расчетах за реализуемую ими продукцию с покупателями с применением банковских карт будет ограничен?

Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору

Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки

НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ

Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы

Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества

Все новости >>


  Статьи

Кредит наличными без справок о доходах и поручителей в Тинькофф банке

Кредиты для пенсионеров: особенности и преимущества

Систематизация и хранение документов

На что обратить внимание при выборе биржевого брокера Forex?

Налогообложение компенсаций дистанционным работникам

Бухгалтерские услуги с финансовой ответственностью

Помощь в подготовке к сдаче экзамена ФСФР

Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России

Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку

Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО

Установление суммированного учета рабочего времени

Все статьи >>


  Официальные документы

Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274

О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478

Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351.

О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226.

Все официальные документы>>





Рейтинг@Mail.ru

Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014