ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКЦИЙ С РОЗЫГРЫШЕМ ПРИЗОВ
В настоящее время для целей стимулирования продаж производимого товара или оказания услуг организации все больше прибегают к различным акциям с розыгрышем призов.
При этом те лица, которые получают призы, автоматически становятся налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а организации, проводящие акции, налоговыми агентами по данному налогу.
Рассмотрим, какие же обязанности возлагаются на организацию как на налогового агента по НДФЛ при организации акций с розыгрышем призов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.1995 №108-ФЗ «О рекламе» реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (Закон).
Получается, что в соответствии с вышеназванным Законом акции с розыгрышем призов, проводимые организациями для целей стимулирования продаж своего товара или оказания услуги, будут признаваться рекламными акциями в том случае, если:
- они предназначены для неопределенного круга лиц;
- они направлены на формирование и поддержание интереса к рекламодателю, товарам, идеям и начинаниям;
- способствуют реализации товаров, идей и начинаний.
Так или иначе, в результате проводимых организацией акций физические лица получают какие-либо призы, то есть получают доход, а следовательно, со стоимости этого дохода должен быть уплачен НДФЛ, поскольку согласно статье 209 Налогового кодекса (НК) объектом налогообложения НДФЛ признается любой доход, полученный налогоплательщиком-резидентом от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ..
Следует заметить, что согласно пп. 28 статьи 217 НК НДФЛ не уплачивается налогоплательщиками, если сумма полученного им в рамках проводимой рекламной акции какого-либо товара не превышает 4000 руб.
Во всех остальных случаях налог должен быть уплачен, а значит, организация, проводившая рекламную акцию, должна выступить в роли налогового агента. Обоснованием этому служит п. 1 статьи 226 НК, согласно которому налоговыми агентами по НДФЛ выступают российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Права и обязанности налоговых агентов установлены в статье 24 НК. Так, обязанностями налоговых агентов являются:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налога у налогоплательщика и о сумме задолженности;
- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Таким образом, помимо правильного и своевременного исчисления, удержания и перечисления налога, налоговые агенты должны еще и представлять в налоговый орган необходимые документы для целей контроля.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 статьи 226 НК).
Однако при проведении акций, как правило, призы или выигрыши деньгами не выплачиваются – доход выплачивается в натуральной форме. Получается, что налоговый агент не может удержать налог у налогоплательщика.
В таком случае согласно п. 5 статьи 226 НК налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств обязан сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. При этом налоговый орган передает эту информацию в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика, который обязан уведомить налогоплательщика об обязанности уплаты налога. Согласно п. 9 статьи 226 НК уплата налога за счет собственных средств налоговых агентов не допускается.
Из письма Минфина от 22.10.2002 №04-04-06/225 говорится, что согласно статье 228 НК физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет налог с полученных выигрышей. В данном случае организаторы лотерей освобождаются от обязанности налоговых агентов в части исчисления и удержания налога при выплате дохода физическим лицам, однако у них сохраняется обязанность представления в налоговый орган сведений о суммах выплаченных физическим лицам доходов. Полагаем, что высказанная позиция Минфина может быть применима и в отношении организаций, устраивающих акции с выигрышем призов.
В соответствии с п. 2 статьи 230 НК для налоговых агентов установлена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
Таким образом, мы получаем, что организация, устраивающая акции с розыгрышем призов, не обязана исчислять и удерживать НДФЛ у налогоплательщиков-победителей. В ее обязанности лишь входит учесть доход, который данный победитель получил, а также предоставить информацию в налоговый орган о сумме дохода, полученного победителем.