В статье рассмотрены те виды расходов, которые не указаны в Налоговом кодексе (НК), но которые могут быть включены при исчислении налога на прибыль организаций.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Письменные разъяснения Минфина не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, так как, как правило, они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами независимо от того, дано разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.
НК введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, которые даны Минфином России.
Указанная норма НК не устанавливает обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России.
При отсутствии официальной позиции налогоплательщику в целях сокращения вероятности возникновения налоговых рисков рекомендуется обратиться с соответствующим запросом в налоговый орган либо в Минфин России.
К другим расходам, учитываемым при определении налоговой базы, относятся, во-первых, расходы, осуществленные налогоплательщиком-организацией, использующим труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25% (пп. 38 п. 1 статьи 264 НК).
Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
При нецелевом использовании таких средств с момента, когда их получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению (нарушил условия предоставления этих средств), такие средства признаются доходом у налогоплательщика, получившего эти средства.
Налогоплательщик на основании программ, разработанных и им утвержденных, самостоятельно принимает решение о создании резерва, что отражается в учетной политике для целей налогообложения (статья 267.1 НК). При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счет такого резерва.
Размер создаваемого резерва определяется планируемыми расходами (сметой) на реализацию утвержденных налогоплательщиком программ. Сумма отчислений в этот резерв включается в состав внереализационных расходов по состоянию на последний день отчетного (налогового) периода. При этом предельный размер отчислений в резерв не может превышать 30% полученной в текущем периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанного резерва.
Если сумма созданного резерва оказалась меньше суммы фактических расходов на проведение указанных программ на цели социальной защиты инвалидов, то разница между указанными суммами включается в состав внереализационных расходов.
Сумма резерва, не полностью использованная налогоплательщиком в течение запланированного периода, подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщики, формирующие резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в налоговые органы о целевом использовании этих средств по окончании налогового периода.
Другими расходами также являются:
платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (пп. 40 п. 1 статьи 264 НК);
расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации (пп. 41 п. 1 статьи 264 НК);
расходы налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах (пп. 42 п. 1 статьи 264 НК);
расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания (пп. 43 п. 1 статьи 264 НК);
потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в пп. 44 п. 1 статьи 264 НК, морально устаревшей продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Расходом признается стоимость продукции средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков:
для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания;
для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.
К другим расходам для целей налога на прибыль также относятся следующие:
взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (пп. 45 п. 1 статьи 264 НК);
отчисления налогоплательщиков, осуществляемые на обеспечение предусмотренной законодательством РФ надзорной деятельности специализированных учреждений в целях осуществления контроля за соблюдением такими налогоплательщиками соответствующих требований и условий, а также отчисления налогоплательщиков в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность в области связи (пп. 46 п. 1 статьи 264 НК);
потери от брака (пп. 47 п. 1 статьи 264 НК);
расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (пп. 48 п. 1 статьи 264 НК);
расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (пп. 48.1 п. 1 статьи 264 НК);
платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ (пп. 48.2 п. 1 статьи 264 НК). Совокупная сумма этих платежей (взносов) работодателей и взносов, указанных в абз. 10 п. 16 статьи 255 НК, включается в состав расходов в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.