ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ
Существует несколько рыночных способов, с помощью которых можно создать мощную экономику на территории той или иной страны. Одним из таких способов является создание особых экономических зон (ОЭЗ). По данным ООН сегодня в мире насчитывается 3000 ОЭЗ.
В российском законодательстве понятие "особые экономические зоны", как правило, смешивалось с понятием "свободные экономические зоны" - СЭЗ. СЭЗ впервые были упомянуты в Законе 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР", принятом в начале проведения экономических реформ, а ныне уже не действующем. В 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ "Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод". В 1996 г. был принят Закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". В 1999 г. был принят Закон "Об особой экономической зоне в Магаданской области".
Целью принятия вышеуказанных Законов было не просто развитие какой-либо отрасли экономики в Калининградской и Магаданской областях, а развитие регионов как целостных экономических единиц.
В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования особых экономических зон, является Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Закон 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона 116-ФЗ под ОЭЗ понимается определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
ТИПЫ ОЭЗ
Согласно статье 4 Закона 116-ФЗ на территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
промышленно-производственные ОЭЗ;
технико-внедренческие ОЭЗ;
туристско-рекреационные ОЭЗ;
портовые ОЭЗ.
Промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 20 кв.км. Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на 2-х участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 3 кв.км.
Туристско-рекреационные ОЭЗ и портовые ОЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ.
Портовые ОЭЗ создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
Портовые ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 50 кв.км. Регулирование вопросов об увеличении указанной площади осуществляется постановлением Правительства РФ.
ОЭЗ за исключением туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований. ОЭЗ, за исключением туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ, не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
В ОЭЗ (за исключением туристско-рекреационной) не допускается размещение объектов жилищного фонда.
Кроме того, на территории ОЭЗ не допускается:
разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ
Статьей 37 Закона №116-ФЗ предусмотрен таможенный режим свободной таможенной зоны, представляющий собой таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Российские товары в свою очередь размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено настоящей статьей в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ.
Другими словами, режим свободной таможенной зоны ориентирован на экспортные производства, что позволяет завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенных пошлин, а после их переработки вывозить в пределах РФ в режиме экспорта, т.е. с уплатой НДС и ставки экспортной пошлины, либо за пределы РФ, но без уплаты НДС и таможенных пошлин.
Действие таможенного режима свободной таможенной зоны не распространяется:
на транспортные средства, ввозимые в портовую ОЭЗ или вывозимые из нее в связи с осуществлением международной и (или) внутренней перевозки товаров;
на российские товары, размещаемые и (или) используемые в портовой ОЭЗ органами государственной власти, администрацией морского порта, речного порта, аэропорта, лицами, не являющимися резидентами портовой ОЭЗ и осуществляющими в морском порту, речном порту, аэропорту функции по обеспечению безопасности судоходства, безопасности полетов воздушных судов, безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта либо иные связанные с осуществлением деятельности в морском порту, речном порту, аэропорту функции.
Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются:
товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств;
товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ;
товары, находящиеся в промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ;
транспортные средства, ввозимые в портовую ОЭЗ в целях осуществления их ремонта, в том числе капитального ремонта, и (или) модернизации.
Территория ОЭЗ является зоной таможенного контроля. Таможенные органы вправе осуществлять идентификацию товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела.