Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы
SUBSCHET.RU
  Везде    Новости    Статьи    Книги on-line    Книги в продаже    Вопрос-ответ    Официальные документы  
Образец для поиска:

Все словоформы  Нечеткий поиск | Советы по поиску | Топ запросы






Р. Демьянов

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ


Существует несколько рыночных способов, с помощью которых можно создать мощную экономику на территории той или иной страны. Одним из таких способов является создание особых экономических зон (ОЭЗ). По данным ООН сегодня в мире насчитывается 3000 ОЭЗ.

В российском законодательстве понятие "особые экономические зоны", как правило, смешивалось с понятием "свободные экономические зоны" - СЭЗ. СЭЗ впервые были упомянуты в Законе 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР", принятом в начале проведения экономических реформ, а ныне уже не действующем. В 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ "Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод". В 1996 г. был принят Закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". В 1999 г. был принят Закон "Об особой экономической зоне в Магаданской области".

Целью принятия вышеуказанных Законов было не просто развитие какой-либо отрасли экономики в Калининградской и Магаданской областях, а развитие регионов как целостных экономических единиц.

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования особых экономических зон, является Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Закон 116-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона 116-ФЗ под ОЭЗ понимается определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

ТИПЫ ОЭЗ

Согласно статье 4 Закона 116-ФЗ на территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
  • промышленно-производственные ОЭЗ;
  • технико-внедренческие ОЭЗ;
  • туристско-рекреационные ОЭЗ;
  • портовые ОЭЗ.

Промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 20 кв.км. Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на 2-х участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 3 кв.км.

Туристско-рекреационные ОЭЗ и портовые ОЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ.

Портовые ОЭЗ создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

Портовые ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 50 кв.км. Регулирование вопросов об увеличении указанной площади осуществляется постановлением Правительства РФ.

ОЭЗ за исключением туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований. ОЭЗ, за исключением туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ, не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

В ОЭЗ (за исключением туристско-рекреационной) не допускается размещение объектов жилищного фонда.

Кроме того, на территории ОЭЗ не допускается:
  • разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
  • переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
  • производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ

Статьей 37 Закона №116-ФЗ предусмотрен таможенный режим свободной таможенной зоны, представляющий собой таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Российские товары в свою очередь размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено настоящей статьей в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой ОЭЗ.

Другими словами, режим свободной таможенной зоны ориентирован на экспортные производства, что позволяет завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенных пошлин, а после их переработки вывозить в пределах РФ в режиме экспорта, т.е. с уплатой НДС и ставки экспортной пошлины, либо за пределы РФ, но без уплаты НДС и таможенных пошлин.

Действие таможенного режима свободной таможенной зоны не распространяется:
  • на транспортные средства, ввозимые в портовую ОЭЗ или вывозимые из нее в связи с осуществлением международной и (или) внутренней перевозки товаров;
  • на российские товары, размещаемые и (или) используемые в портовой ОЭЗ органами государственной власти, администрацией морского порта, речного порта, аэропорта, лицами, не являющимися резидентами портовой ОЭЗ и осуществляющими в морском порту, речном порту, аэропорту функции по обеспечению безопасности судоходства, безопасности полетов воздушных судов, безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта либо иные связанные с осуществлением деятельности в морском порту, речном порту, аэропорту функции.

Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются:
  • товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств;
  • товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ;
  • товары, находящиеся в промышленно-производственной или технико-внедренческой ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ;
  • транспортные средства, ввозимые в портовую ОЭЗ в целях осуществления их ремонта, в том числе капитального ремонта, и (или) модернизации.

Территория ОЭЗ является зоной таможенного контроля. Таможенные органы вправе осуществлять идентификацию товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела.

Смотрите также: "Резидент особой экономической зоны: особенности налогообложения".






© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)



  Рубрикатор

Налоги:
НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН

Бухучет:
Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность

Документы:
Судебная практика по налоговым спорам (ФАС)

Кодексы:
НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ

Разное:
Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -

  Новости

Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору

Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки

НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ

Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы

Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия

Организации, осуществляющие инженерно-геодезические изыскания должны состоять в СРО

Все новости >>


  Статьи

Коленчатые строительные подъемники: особенности, приемущества и область применения

Развитие бизнеса через приобретение коммерческой недвижимости

Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России

Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку

Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО

Установление суммированного учета рабочего времени

Учет расходов на страхование заложенного имущества

Все статьи >>


  Официальные документы

Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274

О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478

Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351.

О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226.

Все официальные документы>>





Рейтинг@Mail.ru

Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014