Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы
SUBSCHET.RU
  Везде    Новости    Статьи    Книги on-line    Книги в продаже    Вопрос-ответ    Официальные документы  
Образец для поиска:

Все словоформы  Нечеткий поиск | Советы по поиску | Топ запросы






А. Локтионова

БУХУЧЕТ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ: ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТООБОРОТА, МЕТОДЫ УЧЕТА

Разделы: Бухгалтерский учет

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Порядок ведения бухгалтерского учета организации, имеющей обособленные подразделения, а также документооборот , зависит от характера и объема полномочий, которые представляет головная организация своим обособленным подразделениям.

Организация может либо обязать свой филиал самостоятельно вести бухгалтерский учет осуществляемых им операций с оформлением обособленного балансового отчета, либо лишить его данных полномочий, организовав бухгалтерский учет в целом в головной организации. В последнем случае необходимо организовать четкую систему своевременного и полного сбора и передачи из обособленных подразделений первичных документов для отражения их в бухгалтерском учете организации.

    Порядок ведения бухгалтерского учета

Для организаций, имеющих обособленные подразделения, более приемлема система организации бухгалтерского учета, основанная на передаче последним полномочий по самостоятельному ведению такого учета в части осуществляемых ими финансово-хозяйственных операций.

Головная организация отражает в бухгалтерском учете только финансово-хозяйственные операции, непосредственно осуществляемые ею, а бухгалтерскую отчетность юридического лица оформляет путем суммирования показателей как собственных учетных регистров, так и показателей внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений.

Вместе с тем отражение в бухгалтерском учете операций по перераспределению имущества между головной организацией и обособленными подразделениями, между самими обособленными подразделениями, а также по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), производимой несколькими обособленными подразделениями, осуществляется одновременно в нескольких сегментах бухгалтерской службы организации. Поэтому данные операции не могут быть отражены в бухгалтерском учете и внутренней бухгалтерской отчетности только головной организации или одного из ее обособленных подразделений. Показатели бухгалтерской отчетности по взаиморасчетам головной организации с обособленными подразделениями, а также этих подразделений между собой должны быть сформированы на основании данных регистров бухгалтерского учета головной организации или обособленного подразделения, сформированных на основании первичных учетных документов.

Ошибкой является формирование финансовой отчетности организации, имеющей обособленные подразделения, только на основании данных внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений.

    Документооборот

В головной офис (в соответствии с утвержденными руководителем организации в учетной политике сроками) передаются все оформляемые вне его расположения первичные учетные документы, если филиал (представительство) не выделен на отдельный баланс, а также при проведении операций с обособленным имуществом.

Получив их, бухгалтерия организации отражает результаты совершенных такими обособленными подразделениями финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете головного офиса.

К первичным учетным документам, передаваемым из филиалов (представительств) организации, прикладывается реестр передачи, в котором обязательно указываются:
  • наименование филиала (представительства);
  • период, за который передаются документы;
  • перечень передаваемых документов с указанием их наименований, дат оформления, натуральной и стоимостной оценок, подписями оформивших их лиц;
  • расписки ответственных должностных лиц головного офиса и филиала (представительства) о приеме-сдаче документов.

Реестр оформляется в двух экземплярах: соответственно для головного офиса и филиала (представительства). Если первичные учетные документы передаются филиалом не напрямую в головной офис, а в другое обособленное подразделение организации, выделенное на отдельный баланс, реестр приема-передачи оформляется в трех экземплярах. При этом бухгалтер обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, делает в экземпляре реестра, предназначенном для передачи в головной офис, отметку об отражении полученных первичных учетных документов в своем бухгалтерском учете.

    Организация бухгалтерии в филиале

Более приемлемым является передача обособленным подразделениям полномочий по самостоятельному ведению такого учета в части осуществляемых ими финансово-хозяйственных операций. При этом в каждом филиале (представительстве) создается самостоятельная бухгалтерия, являющаяся составной частью единой бухгалтерской службы организации. Бухгалтерия филиала отражает осуществляемые им финансово-хозяйственные операции в своем обособленном учете в сроки, определенные учетной политикой организации.

Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов обмен информацией между головным офисом организации и ее филиалами (представительствами), выделенными на отдельный баланс, а также такими подразделениями между собой организуется:
  • путем прямого импорта данных бухгалтерского учета обособленных подразделений в бухгалтерский учет головного офиса организации или других ее филиалов (представительств);
  • с оформлением авизо (по регламентированной учетной политикой организации форме) на передачу в бухгалтерский учет соответствующего подразделения организации суммарных данных о движении имущества, денежных средств, затрат, обязательств и финансовых результатов.

Импорт в бухгалтерский учет головного офиса всех оформленных в обособленных подразделениях организации бухгалтерских проводок осуществляется в соответствии с правилами, установленными разработчиками применяемого в организации для ведения бухгалтерского учета программного обеспечения.

В целях документального оформления такого импорта, а также контроля за своевременностью и полнотой передачи данных составляются реестры передачи с указанием, от кого и кому переданы данные бухгалтерского учета, количества передаваемых бухгалтерских проводок, номенклатуры, количества, стоимости и мест хранения соответствующих первичных учетных документов.

Чтобы контролировать наличие и состояние активов и пассивов каждого филиала (представительства), при организации бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов целесообразно применять так называемые трехуровневые номера субсчетов следующей структуры - 79-X-XX-XX-X, где:
  • первые три знака - номер счета (79 "Внутрихозяйственные расчеты", субсчет 1 "Расчеты по выделенному имуществу" или 2 "Расчеты по прочим текущим операциям");
  • четвертый и пятый знаки - порядковые номера обособленных структурных подразделений, в которых находятся те или иные активы и пассивы организации (2, 3; головному офису для организации учета в обособленных подразделениях присваивается отдельный порядковый номер - 1);
  • шестой, седьмой и восьмой знаки - номера используемых в структурных подразделениях организации счетов и субсчетов бухгалтерского учета согласно Плану счетов.


Смотрите также: "Бухучет обособленных подразделений: оформление авизо".






© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)



  Рубрикатор

Налоги:
НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН

Бухучет:
Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность

Документы:
Судебная практика по налоговым спорам (ФАС)

Кодексы:
НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ

Разное:
Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -

  Новости

Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору

Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки

НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ

Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы

Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия

Организации, осуществляющие инженерно-геодезические изыскания должны состоять в СРО

Все новости >>


  Статьи

Коленчатые строительные подъемники: особенности, приемущества и область применения

Развитие бизнеса через приобретение коммерческой недвижимости

Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России

Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку

Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО

Установление суммированного учета рабочего времени

Учет расходов на страхование заложенного имущества

Все статьи >>


  Официальные документы

Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274

О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478

Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351.

О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226.

Все официальные документы>>





Рейтинг@Mail.ru

Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014