С 1 января 2009 г. Налоговый кодекс (НК) действует в новой редакции. Изменения коснулись практически всех налогов, рассмотрим те из них, которые касаются налога на добавленную стоимость (НДС).
Согласно Федеральному закону от 13 октября 2008 г. №172-ФЗ организации, применяющие общую систему налогообложения, могут начиная с октября 2008 г. уплачивать НДС равными долями в течение квартала. Таким образом, налогоплательщики получили рассрочку по уплате НДС.
С 1 января 2009 г. при реализации автомобилей, с момента выпуска которых прошло более трех лет, не надо платить НДС вторично. Первый раз НДС взимается при покупке нового автомобиля у дилера, а второй раз - при официальной перепродаже уже подержанной машины через дилера (юридическое лицо).
Организации, перепродающие подержанные автомобили, приобретенные у физических лиц, которые не являются плательщиками НДС, будут уплачивать налог по расчетной ставке только с разницы между продажной и покупной стоимостью автомобиля (статьи 154 и 164 НК с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 декабря 2008 г. №251-ФЗ).
С 1 января 2009 г. не подлежат налогообложению лом и отходы не только цветных, но и черных металлов (пп. 25 п. 2 статьи 149 НК). Ранее реализация лома и отходов черных металлов облагалась НДС на общих основаниях по ставке 18%, а лом и отходы цветных металлов при реализации не подлежали налогообложению.
Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные капиталы организаций, в настоящее время освобождены от уплаты НДС (п. 7 статьи 150 НК). Освобождение от обложения НДС распространяется исключительно на такое технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ. Освобождение предоставляется с 1 января 2009 г., но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, в котором вступило в силу постановление Правительства РФ об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России. Это обеспечит техническое перевооружение экономики России и вместе с тем не будет нарушать интересы отечественных производителей технологического оборудования.
Уточнен порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами. Во-первых, налоговые агенты, имеющие отношения с иностранными лицами или государственными и муниципальными органами, обязаны в случаях, перечисленных в п. п. 1 - 3 статьи 161 НК, выставлять счета-фактуры в общем порядке (п. 3 статьи 168 НК). Во-вторых, расширен перечень налоговых агентов. Уточнен порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг от имени иностранных организаций на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров.
Изменения внесли в п. 3 статьи 171 НК в части права на вычет суммы налога, уплаченной по правилам статьи 173 НК покупателями - налоговыми агентами. Вычет покупатель может получить, если у иностранного лица товары (работы, услуги имущественные права) были приобретены для деятельности, облагаемой НДС, и при их приобретении агент уплатил в бюджет НДС. Ранее право на вычет предоставлялось, если налоговый агент удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика - иностранного лица. Если в контракте не содержались суммы НДС и налоговый агент уплачивал налог в бюджет за счет собственных средств, то это, по сути, было удержанием налога из дохода иностранного лица.
Ранее получившая предоплату сторона обязана была выписать счет-фактуру в одном экземпляре. Этот документ регистрировался в книге продаж, и НДС уплачивался в бюджет. При отгрузке ранее уплаченный НДС с аванса принимался к вычету продавцом.
Налогоплательщик-покупатель, перечисливший аванс (предоплату), не мог принять к вычету НДС до момента получения товаров, имущественных прав, результатов выполненных работ, оказанных услуг по причине того, что продавец не выдавал счет-фактуру на предоплату.
В п. 1 статьи 168 НК внесено уточнение, что продавец при получении предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, реализуемых на территории РФ, обязан предъявить их покупателю сумму НДС. Налог исчисляется расчетным путем в порядке, установленном п. 4 статьи 164 НК. Счет-фактура составляется в общем порядке в течение 5 календарных дней со дня получения аванса или предоплаты.
С 2009 г. налогоплательщикам-покупателям предоставляется право вычета по НДС в части выданных авансов и предоплаты (п. 12 статьи 171 и п. 9 статьи 172 НК). Вычет производится на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, документов, подтверждающих фактическое перечисление предоплаты (аванса), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.
Обоснование нулевой ставки при экспорте. Действующий порядок обоснования нулевой ставки предусматривает обязанность налогоплательщика-экспортера представлять в налоговый орган таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа (пп. 3 п. 1 статьи 165 НК). Для многих налогоплательщиков, особенно тех, которые осуществляют большое количество экспортных поставок, представление копий таможенных деклараций сопряжено со значительными административными издержками. В то же время для эффективного налогового контроля инспекциям необходимо получить информацию лишь о дате фактического вывоза товара в режиме экспорта.
С 1 января 2009 г. всем налогоплательщикам, вывозящим товар в режиме экспорта, разрешили представлять в налоговые органы специальный реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа РФ вместо таможенных деклараций с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и отметками пограничного таможенного органа (пп. 3 п. 1 статьи 165 НК).
Учитывая, что декларации должны быть поданы в инспекцию не позже чем через 180 дней после экспорта товара (п. 9 статьи 165 НК), при реализации этого права в 2009 г. у налогоплательщиков могут возникнуть сложности. Замена деклараций реестром, которого пока не существует в российском законодательстве, не позволит налоговым органам определить начало отсчета срока, что вызовет проблемы с возмещением НДС. В этой связи срок для представления документов увеличен на 90 дней - со 180 до 270.
Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления (СМР) признаются объектом обложения НДС (пп. 3 п. 1 статьи 146 НК). Налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий СМР (п. 2 статьи 159 НК), обязан обложить НДС свои фактические расходы (собственные затраты). Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении СМР в период с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. и не принятые к вычету до 1 января 2009 г., подлежат вычетам в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г.
Неденежные формы расчета - часто встречающийся способ построения хозяйственных связей, не имеющий ничего общего с попыткой уклониться от уплаты налогов. Любые ограничения подобных расчетов (в том числе и налоговые) недопустимы. С 1 января 2009 г. отменена обязанность налогоплательщиков, осуществляющих неденежные расчеты, перечислять друг другу денежные средства в объеме возмещаемого НДС. Признаны утратившими силу абз. 2 п. 4 статьи 168 и п. 2 статьи 172 НК.
С 1 января 2009 г. при проведении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 г. включительно, подлежат вычету в соответствии с гл. 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Смотрите также статьи: