br/
Вопрос:У кредитных организаций возникают вопросы, связанные с применением норм Положения Банка России от 29.12.2010 N 365-П ''О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде'' (далее - Положение N 365-П).
В течение нескольких месяцев кредитные организации обмениваются с налоговыми органами (далее - ИФНС) информацией в электронном виде в соответствии с Положением N 365-П и Приказом ФНС России от 15.03.2011 N ММВ-7-2/203@ ''Об утверждении Порядка представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и предоставления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи''.
За время применения Положения N 365-П остался ряд вопросов по порядку взаимодействия между банками, ИФНС и Межрегиональной инспекцией ФНС по централизованной обработке данных, а также по обработке информации, содержащей поручение или решение налогового органа и прошедшей проверку в территориальных учреждениях Банка России с положительным результатом.
1. Согласно п. 2.21 гл. 2 ч. I Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П ''Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации'' (далее - Положение N 2-П) при возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов отметки банков, подтверждающие их прием к исполнению, перечеркиваются соответствующим банком. На оборотной стороне первого экземпляра инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника. Из этого следует, что банк должен отправить первый экземпляр инкассового поручения с подписями обратно в ИФНС.
Как банк должен оформить поступившее в электронном виде инкассовое поручение налогового органа при его возврате?
2. В банк поступают инкассовые поручения налогового органа в электронном виде в порядке, установленном Положением N 365-П. Согласно п. 8.9 гл. 8 ч. I Положения N 2-П при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика банк плательщика должен уведомить банк получателя средств о помещении расчетных документов в картотеку по внебалансовому счету N 90902 ''Расчетные документы, не оплаченные в срок''. Форма извещения о постановке в картотеку установлена в Приложении 23 к Положению N 2-П. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметка о дате направления извещения, проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Положением N 365-П не предусмотрена отправка извещений о постановке в картотеку в электронном виде.
Вправе ли банк направлять налоговому органу указанное извещение в электронном виде? Если нет, то планирует ли Банк России внести в Положение N 365-П соответствующие изменения, позволяющие уведомлять налоговые органы о постановке в картотеку инкассовых поручений о взыскании недоимки по налогам в электронном виде?
3. Согласно ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Одновременно согласно гл. 1 Положения N 365-П поручения и решения налогового органа, а также сведения об остатках получают и направляют, соответственно, в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России (в лице территориального учреждения Банка России) соглашение согласно Положению N 365-П, содержащее условия о получении поручений и (или) решений налогового органа и (или) о направлении сведений об остатках.
Следует ли из этого, что банк, заключивший соглашение с Банком России, вправе требовать от налогового органа передачи информации только в электронном виде?
4. В практической деятельности банков случаются ситуации, когда в банк поступают инкассовые поручения, которые имеют разные имена файлов, но одинаковую информационную часть (далее - повторные электронные документы). При этом такие повторные электронные документы могут поступать в банк от 2 до 6 раз. В таких случаях имеется риск неоднократного списания денежных средств со счетов клиентов.
Обязан ли банк отслеживать повторные электронные документы либо он должен обрабатывать все входящие инкассовые поручения?
Кто является надлежащим ответчиком - банк или налоговый орган в случае предъявления претензии клиентом о незаконном повторном списании средств?
Каков порядок урегулирования данного спора при поступлении заявления клиента в банк?
Каков механизм работы с повторными электронными документами, если банк обязан контролировать их?
br/
Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
br/
ПИСЬМО
от 18 сентября 2012 г. N 08-17/4209
br/
Банк России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 30.05.2012 по вопросам, возникающим у кредитных организаций при исполнении Положения Банка России от 29.12.2010 N 365-П ''О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде'' (далее - Положение N 365-П), и сообщает следующее.
1. По первому вопросу о возврате поручения налогового органа в электронном виде при невозможности его исполнения банком.
Порядок возврата (аннулирования) распоряжений (в том числе поручений налогового органа) в случае отрицательного результата процедур приема к исполнению распоряжений предусмотрен п. 2.15 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П ''О правилах осуществления перевода денежных средств''.
В целях реализации требований Положения N 365-П установлены перечень, форматы электронных сообщений и порядок контроля сообщений, используемых при обмене, которые размещены в сети Интернет (www.cbr.ru), в том числе Регламент взаимодействия налоговых органов, организаций Банка России и банков при направлении в банк, учреждение Банка России электронных документов (далее - Регламент). В соответствии с п. 3.9 Регламента после проверки формата поручения налогового органа, поступившего в электронном виде, банк формирует подтверждение с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки. При этом информация о причинах невозможности исполнения поручения налогового органа может указываться в виде одного из следующих кодов с уточняющим текстовым пояснением:
31 - электронный документ ошибочно направлен налоговым органом не в тот банк (филиал банка);
32 - в банке (филиале банка) отсутствует номер счета, указанный в электронном документе, сформированном налоговым органом;
33 - наименование клиента не соответствует номеру счета клиента, указанному в электронном документе, сформированном налоговым органом;
35 - в иных случаях.
2. По второму вопросу об информировании налогового органа о недостаточности денежных средств на счете плательщика в банке для исполнения поручения налогового органа, поступившего в банк в электронном виде.
В соответствии с форматами сообщений, используемых при обмене (Регламентом) , при помещении распоряжения в очередь не исполненных в срок распоряжений по причине недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика банк направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде или на бумажном носителе по форме, установленной банком. В соответствии с Приложением 2 Регламента банк плательщика располагает возможностью информировать налоговый орган о недостаточности денежных средств на счете плательщика путем направления подтверждения с кодом 35 (иные причины), где в пояснении может быть указана информация о помещении распоряжения в очередь не исполненных в срок распоряжений.
Кроме того, в рамках работ по совершенствованию Регламента Банк России предложил ФНС России дополнить описание сообщений в Регламенте отдельным кодом, указываемым при невозможности исполнения поручения налогового органа в установленный срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счете клиента банка (филиала банка).
3. По третьему вопросу о направлении банку (филиалу банка), заключившему соглашение о получении решений налогового органа о приостановлении (отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств (далее - решения налогового органа), сообщаем, что с 1 августа 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ ''О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона ''О банках и банковской деятельности''. В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации решения налоговых органов о приостановлении направляются налоговыми органами в банк (филиал банка) только в электронной форме.
4. По четвертому вопросу о дублировании поступающих в банк (филиал банка) поручений налоговых органов, имеющих различные имена файлов, но одинаковую информационную часть, сообщаем, что данный вопрос Положением N 365-П не регулируется.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным рекомендовать запросить мнение Министерства финансов Российской Федерации или Федеральной налоговой службы.
br/
Заместитель председателя