Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы |
Е. Кальчевская НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ДЕГУСТАЦИЙ: ЧАСТЬ 2Разделы: Налог на добавленную стоимостьВ целях рекламы и обеспечения роста продаж торговые предприятия зачастую прибегают к дегустации реализуемых товаров (продукции).
Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг) стоимостью более 100 руб. за единицу является объектом обложения НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 146, пп. 25 п. 3 статьи 149 Налогового кодекса (НК). Налоговая база по НДС определяется с учетом статьи 40 НК (п. 2 статьи 154 НК). По мнению финансового ведомства, это означает, что организация должна рассчитать налог исходя из рыночных цен. Уменьшить налоговую базу на 100 руб. (необлагаемый лимит) нельзя. Заметим, в качестве рыночной цены налоговики, скорее всего, потребуют взять цену приобретения товаров у поставщика. Цена приобретения организацией товаров не может быть принята в качестве рыночной цены ввиду того, что эта цена относится к сделке между организацией и поставщиком товара и не относится к рыночной в целях налогообложения при иных правоотношениях (рекламная раздача товаров). На всю партию бесплатно раздаваемых рекламных товаров выставляется счет-фактура (в одном экземпляре). Его нужно зарегистрировать в книге продаж и хранить в журнале выданных счетов-фактур. На основании пп. 1 п. 1 статьи 264 НК к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленных в установленном российским законодательством порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК. Пункт 19 статьи 270 НК относит к расходам, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль, суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю товаров. Однако при передаче продукции в рекламных целях предъявления начисленных сумм НДС получателям рекламной продукции не происходит.
При отсутствии раздельного учета "входной" НДС по товарам стоимостью менее 100 руб. к вычету не принимается и налогооблагаемую прибыль не уменьшает (абз. 8 п. 4 статьи 170 НК). Раздельный учет могут не вести те налогоплательщики, у которых доля расходов на необлагаемые товары составляет менее 5% от общей величины расходов. Тогда все суммы "входного" налога можно принять к вычету (абз. 9 п. 4 статьи 170 НК). Кроме того, можно не вести раздельный учет, если отказаться от освобождения от НДС, известив об этом налоговый орган до начала года. Нужно учесть, что отказ от льготы действует не менее года и распространяется на все операции, перечисленные в п. 3 статьи 149 НК, а их немало (п. 5 статьи 149 НК). Отказавшись от льготы, придется начислять НДС, однако бухгалтер будет избавлен от необходимости вести раздельный учет. Кроме того, можно принимать к вычету "входной" налог без ограничений, что значительно облегчает учет.
Как мы уже сказали, финансовые и налоговые органы считают, что раздача товаров в рекламных целях является безвозмездной передачей и признается объектом обложения НДС. Вместе с тем если признавать рекламную раздачу товаров безвозмездной передачей, то их стоимость нельзя включать в расходы по налогу на прибыль (п. 16 статьи 270 НК). Однако, как известно, ни Минфин, ни ФНС не возражают против включения этих затрат в рекламные расходы. Согласно п. 7 статьи 171 НК сумма НДС по расходам, нормируемым для целей налогообложения прибыли, принимается к вычету в размере, соответствующем установленным нормативам. То есть НДС по сверхнормативным расходам к вычету не принимается. Принято считать, что НДС по рекламным расходам нормируется. Это стандартный подход. Правда, есть и иная точка зрения: нормируются только командировочные и представительские расходы, указанные в абз. 1 п. 7 статьи 171 НК. Начисление НДС со всей стоимости бесплатно розданной продукции означает, что и "входной" налог подлежит возмещению из бюджета в полном объеме, поскольку условия применения вычетов, названные в п. 2 статьи 171 НК, соблюдаются: продукция использована в налогооблагаемых операциях (реализация на безвозмездной основе) и имеются счета-фактуры от поставщика. Таким образом, начисление НДС с полной стоимости розданной бесплатно продукции и принятие к вычету части "входного" НДС - это взаимоисключающие обстоятельства. Выходит, что признание бесплатной раздачи продукции в рекламных целях одновременно рекламой, расходы на которую учитываются в целях налогообложения в пределах норматива, и безвозмездной передачей в целях исчисления НДС противоречит здравому смыслу. Следствием признания передачи рекламной продукции (товара) объектом обложения НДС является необходимость исключения стоимости безвозмездно переданного имущества (товара) из состава расходов, признаваемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (п. 16 статьи 270 НК). Вызывает сомнения и безвозмездный характер передачи товара в рекламных целях потенциальным клиентам. В Постановлении ФАС МО от 09.11.2006 №КА-А40/10964-06 сделан вывод, что при распространении продукции налогоплательщик преследовал предпринимательскую цель (экономическую выгоду) - привлечь внимание к своей деятельности. В данной ситуации передача рекламно-сувенирной продукции обусловлена для получателя совершением действий по использованию услуг налогоплательщика в большем объеме, чем без использования этой рекламной продукции. Согласно п. 2 статьи 423 ГК безвозмездным признается такой договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. В данной ситуации имеется встречное предоставление - внимание к деятельности распространителя рекламы и обращение к его услугам. Отдельного внимания заслуживает случай, когда посетитель (дегустатор) получает подарок при выполнении определенных условий. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается договором дарения. Говорить о безвозмездном характере можно лишь в случае, если одаряемый не совершает никаких встречных действий. Поэтому нельзя признать безвозмездной передачу товара, если право клиента получить большее количество единиц продукции (в данном случае - бутылок пива) по цене меньшего количества поставлено в зависимость от совершения им встречного действия. Понятию реализации товаров соответствует понятие сделки, предполагающее факт перехода права собственности на имущество от одной стороны договора к другой, и только в данном случае возникает объект обложения НДС.
Передача товаров для дегустации часто сопровождается их списанием со счета 41 "Товары" на счет 10 "Материалы" (поскольку на счете 41 находятся МПЗ, предназначенные для продажи). Впрочем, соответствующего требования нормативные документы не содержат, и не будет ошибкой списать отпущенные для дегустации ТМЦ непосредственно со счета 41. Дополнительные продукты, которые могут потребоваться в ходе проведения дегустации (хлеб, чай, сахар, минеральная вода, салфетки), принимаются к учету по счету 10 "Материалы". На практике бухгалтеры торговых организаций часто ошибочно отражают дегустацию как реализацию товаров, то есть показывают в отчете о прибылях и убытках несуществующие доходы и расходы по реализации этих товаров несуществующему покупателю (Дебет 62 Кредит 90). С толку бухгалтера сбивает статья 39 НК, в соответствии с которой безвозмездная передача товаров приравнивается к реализации. В действительности же это ведет к нарушению норм ПБУ 9/99 "Доходы организации" и искажению отчета о прибылях и убытках на суммы несуществующих доходов и расходов (правда, окончательный финансовый результат от этого не страдает). Правильно отразить операцию по передаче товаров для дегустации на счете 44.
На дегустацию торговым предприятием могут передаваться как товары, принадлежащие предприятию (то есть оплачиваемые им в составе поставок), так и товары, специально выделяемые поставщиком для их использования в ходе организуемых дегустаций и (или) иных мероприятий. В последнем случае магазин выступает в качестве исполнителя услуг и должен получить за это вознаграждение. Если оплата услуг не будет специально предусмотрена в договоре, магазин столкнется с необходимостью начислить НДС с рыночной стоимости безвозмездно оказанных услуг (пп. 1 п. 1 статьи 146 НК). Аналогично возникнет налоговая база и в случае, если магазин сам не будет проводить дегустацию, но предоставит для этого часть торгового зала. Товары, полученные для дегустации от заказчика, принимаются на забалансовый учет (счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"). Их поступление может быть оформлено накладной на отпуск материалов на сторону (форма №М-15). В строке документа "Основание" указывается предмет договора на проведение дегустации. Списание товара с забалансового учета осуществляется на основании акта произвольной формы, который должен содержать указанные выше обязательные реквизиты, причем дата проведения дегустации должна совпадать с датой, предусмотренной договором. © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка) |
Налоги: НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН Бухучет: Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность Документы: Судебная практика по налоговым спорам (ФАС) Кодексы: НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ Разное: Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -
Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия Организации, осуществляющие инженерно-геодезические изыскания должны состоять в СРО
Почему стоит воспользоваться услугами налогового консультирования? Государственная поддержка социального предпринимательства: возможности для стартапов Экосистема криптовалют: криптобиржа децентрализованного типа Описание процедуры стрейчевания грузов Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО Установление суммированного учета рабочего времени Учет расходов на страхование заложенного имущества
Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274 О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478 Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351. О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226. |
Subschet.ru:
Новости
| Статьи
| Книги on-line
| Журналы on-line
| Книги в продаже
| Вопрос-ответ
| Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014
|