Основной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Именно поэтому организации создают план функционирования и четкую стратегию. При составлении подобного плана, в первую очередь следует учитывать данные об осуществляемых хозяйственных операциях, причем учет должен быть тщательным и сплошным. Основным источником этой информации является бухгалтерский учет. Для индивидуальных предприятий и организаций ведение бухгалтерии является обязательным, при этом необходимо учитывать систему правовых форм и налогообложения.
Передача части функций по ведению бухгалтерского учета, а тем более всех функций полностью – ответственный шаг для каждой организации. Поэтому руководителю необходимо четко понимать все преимущества и недостатки внедрения такого решения.
Под аутсорсингом понимается передача компанией сторонней организации, которая специализируется в необходимой области, некоторых бизнес – процессов или производственных функций. Под бухгалтерским же аутсорсингом понимается форма сотрудничества между организациями, при которой специализированная компания берет на себя функции по ведению бухгалтерии, организации бухгалтерского учета и сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в соответствующие органы контроля.
Рынок бухгалтерских услуг в России относительно молод. Первые компании, которые оказывают услуги по профессиональному бухгалтерскому аутсорсингу, появились в 2000 годах. Это было вызвано тем, что компании с иностранным капиталом имели необходимость вести отчетность по международным стандартам. Сегодня услугами компаний – аутсорсеров пользуются различные организации, независимо от их размера, сферы деятельности и формы собственности.
Хотя бухгалтерские услуги современным компаниям требуются постоянно, некоторые из них явно недооценивают их удобство и явную выгоду. Аутсорсинг бухгалтерии вызывал опасения у российских предпринимателей, в то время как иностранные компании активно применяли данный вид деятельности и продолжают это делать, но по мере того, как все больше зарубежных компаний отдавали им предпочтение, российские фирмы стали решаться на их использование.
Проведение анализа рынка бухгалтерских услуг является довольно трудоемкой работой, поскольку такой спектр задач выполняют далеко не все компании. Услуги аутсорсинга бухгалтерии в Москве оказывают порядка сотни организаций, а в регионах их значительно меньше. Тем не менее, это не значит, что компании не прибегают к услугам бухгалтерского сопровождения. Аутсорсинговая компания способна выполнить большой объем работ, связанных с ведением финансовых дел и предлагает услуги по оформлению банковских документов, составлению баланса, берет на себя либо весь бухучет, либо разрабатывает политику.
Возможность передачи бухгалтерии на аутсорсинг законодательно в России закреплена в части 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года в редакции от 23 мая 2016 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
За рубежом уже достаточно давно открыт оригинальный способ сокращения издержек. Так, за границей бухгалтерский аутсорсинг работает в качестве системы уже не один десяток лет. Отсюда и несопоставимая разница в цифрах, и принципиально иной порядок развития аутсорсинга.
Для сравнения, в США такой услугой пользуются порядка 92 процента организаций, в то время как в России – не более 20 процентов. Как свидетельствуют данные, которые были получены по результатам исследования Yankelovich Partners, проводившегося в четырнадцати странах среди трехсот четырех представителей высшего руководящего звена, одну или несколько непрофильных функций аутсорсинговым компаниям передали 63 процента опрошенных, из них 84 процента высоко оценили качество оказываемой услуги. По данным же российских экспертов, в Москве услугами сторонних бухгалтерских компаний или частных специалистов пользуются около 40 процентов средних и малых предпринимателей.
У бухгалтерского аутсорсинга есть определенные преимущества, которые можно назвать весомыми. Основными из них можно назвать:
- Снижение затрат на содержание бухгалтерии;
- Ответственность за результат;
- Качество услуг;
- Конфиденциальность.
При всех перечисленных преимуществах передача бухгалтерских функций компании – аутсорсеру имеет определенные риски:
- Риск утечки информации
При передаче бухгалтерских функций сторонней организации существует проблема безопасности, которая связана с утерей конфиденциальности.
- Риск потери репутации
Сторонняя компания может оказаться недобросовестной и неудовлетворительно оказать услуги.
- Риск снижения оперативности реагирования
При выполнении бухгалтерских услуг сторонней компанией реагирование на проблемы может оказаться запоздалым.
- Операционный риск
Компания – аутсорсер может оказаться некомпетентной и использовать несовершенные технологии [4].
Для лучшей оценки необходимости обращения к компаниям – аутсорсерам можно рассмотреть статистику по полученной прибыли в сфере аутсорсинга бухгалтерских услуг.
Наибольший суммарный рост прибыли в России наблюдался именно в сфере аутсорсинга налоговых и бухгалтерских услуг. По итогам 2016 года прирост выручки составил 7 процентов, что в денежном эквиваленте составляет 7,8 миллиарда рублей. В отличие от показателей двух предыдущих годов прибыль компаний смогла обогнать инфляцию, которая в 2016 году составила 5,4 процента (согласно Росстату). Если сравнить с 2015 и 2014 годами, то выручка составляла 6 процентов при инфляции 12, 9 процентов и 10 процентов прибыли при 11,4 процентах инфляции соответственно.
Если рассмотреть отраслевой сегмент, то основным потребителем услуг бухгалтерского аутсорсинга является сегмент торговли. Именно здесь сосредоточена основная часть прибыли компаний – аутсорсеров – 25 процентов, что в денежном эквиваленте составило 1,4 миллиарда рублей.
На втором месте находится сегмент нефтегазовой и нефтяной промышленности – 490 миллионов рублей. За ним следуют финансовый сектор – 330,1 миллионов рублей, электроэнергетика – 308,2 миллиона рублей и строительство – 234,6 миллионов рублей.
Кроме того, целесообразно будет рассмотреть распределение выручки по отдельным функциям, которые передаются компаниям – аусорсерам. На бухгалтерский и налоговый учет приходится 52 процент прибыли, на расчет заработной платы – 18 процентов, на делопроизводство и кадровый учет – 6 процентов, на подготовку отчетности по международным стандартам финансовой отчетности – 6 процентов, на подготовку отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета – 3 процента и 15 процентов на другие виды бухгалтерского аутсорсинга.
Подводя итоги по всему вышесказанному, можно отметить, что аутсорсинг бухгалтерских услуг позволит прежде всего повысить качество ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерия — это достаточно трудоемкий и сложный процесс, который имеет множество нюансов, качество которого напрямую зависит от квалификации персонала. Поэтому важно принимать на работу квалифицированных специалистов, которые обладают достаточными знаниями в этой сфере. Поскольку законодательство постоянно меняется, то для поддержания квалификации на достаточном уровне, бухгалтеры должны постоянно ее повышать. Для этого необходимо посещать всевозможные семинары, курсы, что способствует увеличению расходов на содержание бухгалтерии. На этапе приема на работу не всегда удается правильно оценить квалификацию бухгалтера, а ошибки, допускаемые при работе, будут обнаружены при проверке налоговыми органами и, впоследствии, и могут привести к пеням и штрафам.
По прогнозам аналитиков, количество предпринимателей, которые нуждаются в услугах бухгалтерского аутсорсинга, существенно не увеличится. Но следует полагать, что благодаря последним законодательным актам, аутсорсинг бухгалтерских услуг в России найдёт широкое распространения и будет способствовать дальнейшему развитию, совершенствованию и рационализации бухгалтерского учёта и отчетности.