Под бизнес-проектом (далее – проект) в общем случае понимают ограниченный во времени комплекс мероприятий по созданию уникальных и востребованных рынком продуктов, работ или услуг.
Разработка бизнес плана проекта является одним из основных условий успешной реализации любого бизнеса. В свою очередь ядром любого бизнес-плана является выбор варианта бизнес-решения из набора доступных альтернатив на основе оценки их коммерческой эффективности.
При этом в ходе реализации выбранного бизнес-решения непрерывно поступает дополнительная информация об изменении в параметрах внутреннего и внешнего окружения, что приведет к изменению уровня и степени неопределенности и переосмыслении модели бизнеса, заложенной в основу проекта. В результате возникает необходимость проводить на непрерывной основе оценку перспектив экономической реализуемости бизнес проекта, предполагающую возможность корректировки скорости реализации, затрат на осуществление, остановки или закрытия проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информации.
Исходя из данных обстоятельств, оценка экономической эффективности рассматривается как важнейшая оперативная процедура на любой стадии реализации бизнес проекта, являющаяся одним из основных рычагов управленческого воздействия при его реализации.
В настоящий момент в ряде работ российских и зарубежных ученных подчеркивается междисциплинарный характер оценки проектов, который выражается в необходимости совместного использования для указанных целей методов оценки инвестиций, методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) и методов оценки различных активов, в том числе нематериальных.
Действительно, результат проекта неразрывно связан с будущим компании, которая их реализует. Успешная реализация бизнес проекта может привести к росту финансового капитала, а также к росту нефинансовых форм капитала: интеллектуального и социального. Следовательно, результат проекта неразрывно связан с изменением стоимости бизнеса компании: успешный проект может её увеличить, неудачный – разрушить.
Более того, реализация проекта неразрывно связано со стратегическим взаимодействием с широким кругом заинтересованных групп и индивидуумов (стейкхолдеров), которые преследуют собственные финансовые и нефинансовые интересы и определяют в итоге результативность проекта.
Следует отметить, что на стоимость бизнеса оказывает влияние качество управления проектом и его результатами. Поэтому следует оценивать влияние на рост стоимости бизнеса повышения её операционной и инвестиционной проектной деятельности в комплексе.