ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КНИГИ ПОКУПОК БАНКАМИ, УЧИТЫВАЮЩИМИ В РАСХОДАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ СУММЫ НДС, УПЛАЧЕННЫЕ ПОСТАВЩИКАМ ПО ПРИОБРЕТАЕМЫМ ТОВАРАМ (РАБОТАМ, УСЛУГАМ)
Банки, применяющие нормы п. 5 ст. 170 НК РФ, могут вести книгу покупок только в том налоговом периоде, в котором ими определяется сумма налога, предъявляемая к вычету (возмещению).
Об этом Письмо Минфина России от 21.05.2013 N 03-07-05/17823.
На основании п. п. 1 и 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, книга покупок , в которой регистрируются счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), ведется покупателем в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению). При этом согласно п. 24 указанных Правил книга покупок составляется за налоговый период.
В соответствии с п. 5 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет.
Таким образом, банки, применяющие указанный особый порядок исчисления налога на добавленную стоимость, этот налог, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), при исчислении общей суммы налога к вычету не принимают.
В то же время необходимо отметить, что на указанные банки распространяются нормы п. п. 5 и 13 ст. 171 Кодекса о вычетах налога, уплаченного в бюджет, при возврате реализованных товаров (отказе от выполненных работ, оказанных услуг), при возврате авансовых платежей, а также при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).