К сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Таким образом, взыскание пеней с налогоплательщика, который не уплатил налог в установленный срок, обусловлено природой налога как обязательного платежа и не противоречит Конституции Российской Федерации.
Об этом Письмо Минфина России от 20.06.2013 N 03-01-11/23337.
Конституцией Российской Федерации закрепляются не только признание и защита в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, но также и обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Основываясь на признании всеобщности и равенства налогообложения, законодательством о налогах и сборах предусматривается обязанность налогоплательщиков уплачивать налоги в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является взимание пеней (за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога).
Вопрос о конституционности взыскания пеней в случаях уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными сроки неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, которым на основе анализа ст. 75 и других положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) было указано, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом, а неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по указанному налогу, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременной уплаты налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Таким образом, взыскание пеней с налогоплательщика, который не уплатил налог в установленный срок, обусловлено природой налога как обязательного платежа и не противоречит Конституции Российской Федерации.
По своей природе пеня относится к мерам государственного принуждения правовосстановительного характера, направленным на понуждение налогоплательщиков к исполнению их конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов.
Обязанность налогоплательщиков платить законно установленные налоги имеет особый публично- правовой характер, а ее реализация предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой; налогоплательщики не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенных денежных сумм подлежит взносу в казну, и обязаны регулярно перечислять суммы налогов в пользу государства.
Государство, следуя необходимости своевременного и в полном объеме взимания законно установленных налогов как условия надлежащего финансового обеспечения конституционных функций публичной власти и реализуя свой фискальный суверенитет, вправе и обязано использовать эффективные инструменты (включая пени) и механизмы, обеспечивающие надлежащее выполнение налогоплательщиками возложенных на них обязанностей и защиту публичных интересов в случаях неуплаты или несвоевременной уплаты налогов.
Поскольку налогоплательщики должны правильно и своевременно уплачивать налоги, отсутствует обязанность налогоплательщиков уплачивать излишние суммы налогов, представляется необоснованным увеличение процентной ставки (равной в настоящее время ставке рефинансирования Банка России), по которой начисляются в соответствии со ст. 78 Кодекса проценты на суммы излишне уплаченных налогов.
Общие правила об исполнении обязанности налогоплательщиков по уплате налогов установлены ст. 45 Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 45 Кодекса поручения на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства должны заполняться налогоплательщиками в соответствии с установленными правилами заполнения таких поручений.
В силу пп. 4 п. 4 указанной статьи обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В случае когда сумма налога перечислена в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
В указанном случае на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган согласно п. 7 ст. 45 Кодекса принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Кроме того, с 2008 г. урегулирован механизм межбюджетных зачетов.
Предложения об установлении нового вида налоговых проверок - оперативной проверки в Минфине России неоднократно рассматривались и не были поддержаны.
Использование действующих инструментов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля достаточно для контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
4. Обложение налогом на доходы физических лиц доходов в натуральной форме, связанных с оплатой проезда к месту работы и обратно.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 ''Налог на доходы физических лиц'' Кодекса.
Глава 23 ''Налог на доходы физических лиц'' Кодекса не содержит положений, предусматривающих различный порядок налогообложения тех или иных доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме, связанных с оплатой проезда к месту работы и обратно сотрудников организации, в зависимости от организационно-правовой формы работодателя.