Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О, нормативные положения, содержащиеся в ст. ст. 137 и 138 НК РФ, во взаимосвязи с положениями ст. ст. 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и, соответственно, полномочий арбитражного суда по иску налогоплательщика проверять их законность и обоснованность.
Об этом Письмо Минфина России от 04.05.2012 N 03-11-06/3/30.
Главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
Так, в соответствии со ст. 137 Кодекса каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно п. 1 ст. 138 Кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
При этом в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О, нормативные положения, содержащиеся в ст. ст. 137 и 138 Кодекса, во взаимосвязи с положениями ст. ст. 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и, соответственно, полномочий арбитражного суда по иску налогоплательщика проверять их законность и обоснованность.