ПОРЯДОК АПОСТИЛИРОВАНИЯ СЕРТИФИКАТОВ О ПОДТВЕРЖДЕНИИ НАЛОГОВОГО СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОНВЕНЦИИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КАЗАХСТАНА
Сертификаты, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента соответствующей страны, подлежат апостилированию, если иное прямо не предусмотрено международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.
Об этом Письмо ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16591.
ФНС России разделяет мнение о том, что международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам не распространяются на административные, в том числе налоговые правоотношения.
Статьей 1 Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов и вводящей их апостилирование, участниками которой являются Россия и Казахстан, установлено, что в качестве таких документов рассматриваются документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства.
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) подобных положений не содержит.
Межведомственное соглашение, не подлежащее ратификации, не может отменять или изменять положения международного договора, присоединение к которому происходило с применением подобной процедуры.
В этой связи в последние годы в проекты протоколов к международным договорам Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, как правило, включается пункт о том, что сертификат о резидентстве, выданный компетентным органом Договаривающегося государства или его уполномоченным представителем, не требует проставления апостиля для целей применения в другом Договаривающемся государстве.
Кроме того, следует иметь в виду, что предложения о заключении таких протоколов в первую очередь рассматриваются Министерством финансов Российской Федерации.