Для органов, осуществляющих пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, юридической силой обладают представленные копии документов, в том числе копии трудовых книжек, заверенные нотариально либо органами ПФР, сообщает сайт sociallaw.ru (http://sociallaw.ru/docs/6F9E5F94CD5D7617C32573FE002A8449.html)
Нормами статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ определено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225, определено, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех дней со дня подачи заявления безвозмездно выдать работнику копии документов, связанных с работой, или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.83 N 9779-X предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать верность копий документов, необходимых для представления гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено представление копий таких документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке. Из этого следует, что копии документов, заверенные организацией, имеют юридическую силу для представления в эту же организацию. Так, для органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, юридической силой обладают копии трудовых книжек, заверенные органами ПФР, а не самой организацией.
При этом следует иметь в виду, что на территории Российской Федерации верность копий документов и выписок из них свидетельствуют соответствующие нотариусы, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение таких действий (статьи 1, 35 - 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 N 4462-1).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон от 17.12.2001) и Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон от 15.12.2001).
Пунктом 3 статьи 18 Закона от 17.12.2001 и пунктом 3 статьи 24 Закона от 15.12.2001 определено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии, в том числе трудовой книжки, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность их выдачи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По нормам пунктов 2, 3 и 4 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Перечень), утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2002 N 3488), к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (по инвалидности либо по случаю потери кормильца), должны быть приложены документы, в частности, о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца.
Главой III Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 17/19пб, установлен порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии, по нормам пункта 11 которой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности, сличает подлинники представленных документов с их копиями и фиксирует выявленные расхождения, регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления, а также истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии.
В соответствии с пунктом 12 указанной главы при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов.
Пунктом 13 Перечня установлено, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами. Это означает, что подлинник трудовой книжки не относится к документам, постоянно находящимся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, для подтверждения права на трудовую пенсию.
Порядок ведения дел по назначению пенсий определен Инструкцией о порядке оформления и ведения дел по назначению пенсий и ежемесячных пособий в районных (городских) отделах социального обеспечения, утвержденной Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 31.03.80 N 32-А и действующей в настоящее время в части, не противоречащей Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Согласно пункту 3.12 названной Инструкции решение о назначении пенсии принимается на основании подлинных документов.
При рассмотрении органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, заявления об установлении пенсии законодательством не запрещено представление подлинника трудовой книжки для оценки содержащихся в нем сведений о стаже. При этом органы ПФР правомерно истребуют у гражданина либо его работодателя трудовую книжку работника или ее нотариально заверенную копию.