Услуги по обучению и техническому содействию, оказанные российской организации иностранной организацией, выполняющей работы по изготовлению продукции военного назначения, следует рассматривать как вспомогательные услуги по отношению к этим работам. Поэтому место реализации услуг по обучению и техническому содействию, оказанных иностранной организацией российской организации, должно определяться по месту реализации работ по изготовлению продукции военного назначения.
Об этом Письмо Минфина России от 25.05.2012 N 03-07-15/52.
В случае если предметом договора является поставка товаров (продукции военного назначения), то место реализации услуг по обучению и техническому содействию, оказанных иностранной организацией российской организации, определяется на основании соответственно пп. 3 п. 1 по месту оказания услуг по обучению и пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В случае если предметом указанного договора является выполнение работ, то при определении места реализации услуг по обучению и техническому содействию следует руководствоваться п. 3 ст. 148 Кодекса, в соответствии с которым в случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
Услуги по обучению и техническому содействию, оказанные российской организации иностранной организацией, выполняющей работы по изготовлению продукции военного назначения, по мнению специалистов Минфина, следует рассматривать как вспомогательные услуги по отношению к этим работам. Поэтому место реализации услуг по обучению и техническому содействию, оказанных иностранной организацией российской организации, должно определяться по месту реализации работ по изготовлению продукции военного назначения.