ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРОЦЕДУРА ВЫДЕЛА КОТОРЫХ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СЧЕТ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ БЫЛА ИНИЦИИРОВАНА ДО 1 ИЮЛЯ 2011 Г.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельные участки, процедура выдела которых из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли или земельных долей была инициирована до 1 июля 2011 г. (направлены уведомления, размещены объявления или опубликовано сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности, либо направлены извещения или опубликовано сообщение о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли), осуществляется в порядке, действовавшем до 1 июля 2011 г.
Об этом Письмо Минэкономразвития России от 27.04.2012 N 8151-ИМ/Д23и.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ ''О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения'' (далее - Закон N 435-ФЗ) с 1 июля 2011 г. внесены существенные изменения в процедуру выдела земельных участков в счет земельной доли или земельных долей, а также регламентированы новые состав и порядок оформления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на выделяемые земельные участки.
Поскольку Законом N 435-ФЗ не предусмотрен ''переходный период'' вступления в силу новой процедуры выдела земельных участков, при применении отдельных положений Федеральных законов от 21.07.1997 N 122-ФЗ ''О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним'' и от 24.07.2007 N 221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' (далее - Закон о кадастре) необходимо учитывать следующее.
Статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ ''Об обороте земель сельскохозяйственного назначения'' (далее - Закон об обороте) в редакции, действовавшей до вступления в силу положений Закона N 435-ФЗ (далее - ранее действовавшая редакция), предусматривалось образование земельного участка в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников общей долевой собственности об утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предусмотренного для выдела в первоочередном порядке, или, в отсутствие такого решения, - в индивидуальном порядке посредством согласования местоположения выделяемого земельного участка с остальными участниками общей долевой собственности.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона об обороте в ранее действовавшей редакции участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения уведомляются в письменной форме (почтовыми открытками, письмами) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Необходимо отметить, что Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом ( п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, положениями Закона об обороте в редакции Закона N 435-ФЗ не установлено, что новый порядок образования земельных участков должен применяться к отношениям по образованию земельных участков, процедура выдела которых была инициирована в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона N 435-ФЗ.
По мнению Минэкономразвития России, на правообладателей образуемых земельных участков не может быть возложена обязанность повторного проведения процедуры образования земельных участков путем выдела в связи с изменением законодательства.
В связи с вышеизложенным Минэкономразвития России полагает, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельные участки, процедура выдела которых из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли или земельных долей была инициирована до 1 июля 2011 г. (направлены уведомления, размещены объявления или опубликовано сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности, либо направлены извещения или опубликовано сообщение о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли), осуществляется в порядке, действовавшем до 1 июля 2011 г. (далее - ранее действовавший порядок).
Устранение выявленных нарушений, послуживших основанием для принятия после 1 июля 2011 г. решений о приостановлении или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образованного в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выдел которого был инициирован до 1 июля 2011 г., осуществляется в ранее действовавшем порядке.
Исходя из положений ст. ст. 13 и 13.1 Закона об обороте в редакции Закона N 435 земельный участок может быть образован из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, путем выдела в счет земельной доли на основании решения общего собрания участников общей долевой собственности, которым утверждается проект межевания земельных участков, или путем выдела на основании проекта межевания земельного участка, утвержденного решением собственника земельной доли или земельных долей и согласованного с участниками общей долевой собственности.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре при государственном кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок, вместе с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета представляются заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета.
При государственном кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (далее - образуемый земельный участок), в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков вместе с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета представляются копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка ( п. 12 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре).
При этом, исходя из положений п. п. 9 , 10 и 12 ст. 13.1 Закона об обороте, п. 18 Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 N 388 ''Об утверждении Требований к проекту межевания земельных участков'' (далее - Приказ N 388), по мнению Минэкономразвития России, необходимым в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре документом является копия проекта межевания.
Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности ( п. 3 ст. 13.1 Закона об обороте). Приказ N 388 вступил в силу с 4 октября 2011 г.
Учитывая, что отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего требования к проекту межевания земельных участков, не является препятствием для оборота земель сельскохозяйственного назначения и осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в счет земельной доли (земельных долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, по мнению Минэкономразвития России, для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, выдел которых из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли или земельных долей был инициирован в период с 1 июля по 4 октября 2011 г., вместе с соответствующим заявлением могут представляться межевой план и проект межевания, подготовленные в соответствии с требованиями Закона об обороте и Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 412 (далее - Приказ N 412).
Государственный кадастровый учет земельных участков, выдел которых из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли или земельных долей инициирован после 4 октября 2011 г., осуществляется на основании соответствующего заявления, межевого плана, подготовленного в соответствии с требованиями Приказа N 412, проекта межевания, подготовленного в соответствии с требованиями Приказа N 388.
В отношении осуществляемой органом кадастрового учета проверки документов, представляемых для государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, Минэкономразвития России сообщает.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Требования к проекту межевания земельных участков и его рекомендуемый образец утверждены Приказом N 388 в соответствии с Законом об обороте.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в соответствии с Законом о кадастре органу кадастрового учета не требуется осуществлять проверку проекта межевания на предмет его соответствия требованиям Закона об обороте.
Прошу довести настоящее Письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.