ПИСЬМО БАНКА РОССИИ ОТ 11.12.2008 N 15-1-3-11/6815
Вопрос:В условиях происходящих изменений макроэкономической ситуации государство проводит целенаправленную политику по поддержке отечественных предприятий и организаций. Основные шаги в этой области нацелены на обеспечение необходимого уровня ликвидности представителей реального сектора экономики. При этом банковская система выполняет ключевую функцию в этом процессе, обеспечивая оборотными средствами производственную деятельность субъектов экономики.
Вместе с тем системные изменения, выражающиеся в ухудшении показателей деятельности всех предприятий и организаций, оказывают негативное воздействие на качество выполнения задачи, возложенной на банковское сообщество. Одной из основных причин отмеченного эффекта является увеличение резервов на возможные потери кредитных организаций, что снижает показатели достаточности капитала и, соответственно, ограничивает возможности кредитования.
Решением данной проблемы может стать пересмотр отдельных подходов в вопросах формирования резервов, основанный на оценке текущей экономической ситуации, при сохранении существующих принципов управления рисками.
Принимая во внимание требования Банка России и международных надзорных органов о постоянстве используемых моделей и их независимости от текущей фазы экономического цикла, кредитные организации не имеют возможности оперативно изменять собственные инструменты оценки риска. В связи с этим наиболее целесообразным решением в текущей ситуации может стать пересмотр Банком России отдельных ограничительных положений, содержащихся в нормативных документах по формированию резервов. Предлагаемая либерализация должна относиться исключительно к добросовестным клиентам кредитных организаций, испытывающим временные сложности, обусловленные глобальными ухудшениями экономической ситуации.
При этом под добросовестными клиентами целесообразно понимать заемщиков, обладающих следующими характеристиками:
- клиент имеет государственное участие (участие государственных компаний) либо клиент является органом власти субъектов РФ или муниципальных образований;
- осуществление клиентом деятельности производственного характера;
- ключевая роль клиента в доле рынка производимой продукции;
- высокая социальная значимость клиента;
- обеспечение клиентом формирования существенной доли доходов муниципального образования или субъекта РФ (с учетом перечисления подоходного налога за работников юридического лица);
- возможность получения клиентом финансовой поддержки со стороны устойчивых акционеров/собственников;
- наличие интереса к клиенту со стороны стратегических инвесторов;
- работа клиента в отраслях с поддержкой государства.
Возможен ли пересмотр Банком России отдельных ограничительных положений, содержащихся в нормативных документах по формированию резервов, с учетом текущих макроэкономических условий?
Кредитная организация
Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2008 г. N 15-1-3-11/6815
Департамент банковского регулирования и надзора Банка России рассмотрел обращение кредитной организации от 21.11.2008 с предложениями по пересмотру отдельных подходов в вопросах оценки ссуд и формирования резервов на возможные потери по ссудам в соответствии с требованиями Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' (далее - Положение N 254-П) и сообщает следующее.
Положение/ qN 254-П позволяет кредитной организации самостоятельно своими внутренними документами по вопросам кредитной политики определить порядок и процедуры оценки ссуд, в том числе методики оценки ссуды и финансового положения заемщика. При этом Положением N 254-П определено право кредитной организации осуществлять оценку ссуд на основании профессионального суждения по результатам комплексного анализа всей доступной для банка информации по рискам заемщика. Таким образом, ряд предложений кредитной организации банк вправе реализовать самостоятельно при вынесении суждения о качестве ссуды в рамках действующих требований Положения N 254-П, в частности, это касается:
права на формирование портфелей однородных реструктурированных ссуд, предоставленных физическим лицам, с резервом в размере до 21%, в случае если речь идет о пролонгации ссуды;
признания качества обслуживания долга по реструктурированной ссуде либо ссуде, выданной с целью погашения ранее выданных ссуд, ссудой с хорошим обслуживанием долга при наличии решения уполномоченного органа управления кредитной организации;
учета в расчете резерва обеспечения на протяжении срока до 180 дней в размере 100% стоимости обеспечения и в дальнейшем в соответствии с п. 6.6 Положения N 254-П от 181-го дня до 365-го дня - с установленным дисконтом в размере от 70% до 100%;
признания обеспечением второй категории качества гарантий и поручительств не только лиц, имеющих соответствующий рейтинг определенных Положением N 254-П рейтинговых агентств, но и лиц с хорошим финансовым положением в пределах 50% от чистых активов гаранта (поручителя) ( п. 6.3.2 Положения N 254-П).
Одновременно отмечаем, что в настоящее время Департамент по результатам изучения информации ряда банков о статистике потерь по ссудам, предоставленным субъектам малого бизнеса, рассматривает возможность уточнения подходов к оценке ссуд, предоставленных субъектам малого бизнеса, на портфельной основе по аналогии с подходами к оценке ссуд, предоставленных физическим лицам.
Вместе с тем Положение N 254-П содержит и ряд формализованных подходов, требующих адекватного учета информации о существенных рисках заемщика при вынесении суждения об оценке ссуды или обеспечении, с учетом суммы (стоимости) которого кредитная организация формирует резерв. Полагаем, что наличие рисков, обусловленных проблемами сложившейся ситуации на финансовом рынке, в случае если их наличие приводит к риску невозврата ссуды, не может быть не учтено при ее оценке. Такой же подход должен применяться, в нашем понимании, и при вынесении суждения о справедливой стоимости залога, имея в виду, что реализация прав на залог кредитной организацией будет осуществляться залогодержателем по текущей стоимости предмета залога и при ее снижении по сравнению с первоначальной стоимостью данное обстоятельство, безусловно, скажется на величине потерь по ссуде. Кроме того, системные изменения, которые влекут за собой ухудшение показателей деятельности основной массы заемщиков, должны учитываться банками с наиболее консервативной оценкой, имея в виду наличие дополнительного существенного фактора риска для оценки ссуд и, следовательно, дополнительных требований по капиталу.
Таким образом, полагаем, что снижение требований к оценке ссуд и обеспечению, учитываемому в целях расчета резерва, не может привести и не приводит к снижению кредитных рисков, принятых кредитной организацией, а дает лишь временный, носящий искусственный характер эффект улучшения показателей деятельности кредитной организации.
В связи с изложенным в целом не поддерживаем предложение банка о целесообразности пересмотра подходов к оценке ссуд и формированию резервов.