ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 14.12.2012 N 03-04-06/0-350
Вопрос:С 01.01.2012 согласно Федеральному закону ''О валютном регулировании и валютном контроле'' валютные операции между резидентами могут осуществляться в следующих случаях:
- если эти операции связаны с расчетами по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом ''О клиринге и клиринговой деятельности'';
- если это операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом ''О клиринге и клиринговой деятельности'', в том числе возвратом комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм.
Соответственно, физлица приобрели возможность совершать операции с иностранной валютой на организованных торгах и получать доходы как в рублях, так и в иностранной валюте по результатам таких операций.
Физлицо заключило с российским брокером договор на брокерское обслуживание на валютном рынке ЕТС. Брокер произвел расчет налоговой базы по НДФЛ, удержал и перечислил в бюджет сумму налога с доходов, получаемых этим физлицом от указанных валютных операций. Должно ли физлицо по данным видам доходов подавать налоговую декларацию по НДФЛ, а брокер представлять в налоговый орган сведения о суммах исчисленного и удержанного НДФЛ?
Могут ли к брокеру применяться штрафные санкции, предусмотренные ст. 123 НК РФ, а к физлицу в случае непредставления декларации по НДФЛ санкции, предусмотренные ст. 119 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 2012 г. N 03-04-06/0-350
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке уплаты налога на доходы физических лиц при совершении операций с иностранной валютой на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж (далее - ЕТС) и сообщает.
Сделки по покупке и продаже иностранной валюты на ЕТС представляют собой операцию по покупке и продаже иностранной валюты на ЕТС, в процессе осуществления которой участник торгов ЕТС, заключая сделку по покупке какого-либо инструмента, одновременно заключает сделку по продаже другого инструмента с совпадающей валютой лота и совпадающей сопряженной валютой, и наоборот, заключая сделку по продаже какого-либо инструмента, одновременно заключает сделку по покупке другого инструмента с совпадающей валютой лота и совпадающей сопряженной валютой. При этом под инструментом по сути понимается сделка купли-продажи иностранной валюты с определенным сроком исполнения обязательств по оплате.
Операции с иностранной валютой на ЕТС не относятся к операциям, перечисленным в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В связи с этим положения данной статьи в отношении операций с иностранной валютой на ЕТС не применяются.
Особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с иностранной валютой гл. 23 Кодекса не установлен.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 220 Кодекса предусмотрено, что при продаже имущества (не являющегося жилыми домами, квартирами, комнатами, приватизированными жилыми помещениями, дачами, садовыми домиками или земельными участками и долями в указанном имуществе), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной в налоговом периоде от его продажи, но не превышающей в целом 250 000 руб.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
В соответствии с п. 2 ст. 38 Кодекса под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Поскольку согласно ст. 141 Гражданского кодекса Российской Федерации и пп. 5 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ ''О валютном регулировании и валютном контроле'' иностранная валюта признается имуществом, налогообложение доходов при совершении операций с иностранной валютой производится исходя из положений Кодекса , предусмотренных для налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи имущества, включая положения ст. ст. 220 , 228 и 229 Кодекса.
Исходя из вышеизложенного при выплате организацией налогоплательщику дохода, полученного в результате операций по покупке и продаже иностранной валюты на ЕТС, на такую организацию обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 226 Кодекса, не возлагаются.
Вместе с тем Кодексом не предусмотрена ответственность организации, исчислившей, удержавшей и перечислившей в бюджетную систему сумму налога с доходов, в отношении которых на нее не возлагаются указанные обязанности налогового агента.
В соответствии со ст. 228 Кодекса физические лица производят исчисление и уплату налога исходя из сумм, полученных за налоговый период от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. При получении таких доходов налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию/ q.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.
При этом налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), а также доходы, при получении которых налог был полностью удержан.