ПИСЬМО БАНКА РОССИИ ОТ 10.09.2008 N 15-1-3-11/4512
Вопрос:Согласно Положению/ span Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2004 N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' (далее - Положение N 254-П) кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам.
Расходы по формированию резервов подлежат отражению в налоговом учете в соответствии с положениями ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
В целях определения размера расчетного резерва индивидуально классифицируемым ссудам присваивается в зависимости от оценки финансового положения заемщика и качества обслуживания долга одна из пяти категорий качества. При этом к I (высшей) категории качества (стандартной задолженности) относятся ссуды, характеризующиеся отсутствием кредитного риска, по которым вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств равна нулю. Резерв по стандартным ссудам не создается.
Указанные положения не распространяются на ссуды, сгруппированные в портфели однородных ссуд. Однако в свете положений ст. 292 НК РФ классификация формируемых портфелей в качестве стандартной либо нестандартной задолженности необходима для целей корректного отражения формируемых резервов в налоговом учете./ span
При отсутствии официальной позиции Центрального банка Российской Федерации по указанной теме появилась возможность для различных толкований налоговыми органами вопросов классификации портфелей однородных ссуд по физическим лицам (стандартная/нестандартная)./ span
Так, в частности, Письмом Минфина России от 22.01.2008 N 03-03-06/2/4 (ответ на частный запрос) к стандартной задолженности предложено относить портфели однородных ссуд, если ссуды, в них входящие, имеют обеспечение или не имеют просроченных платежей. Иными словами, по мнению Минфина России, все расходы на формирование резервов на возможные потери по обеспеченным портфелям однородных ссуд, сформированным по физическим лицам (в том числе и с просроченными платежами), подлежат исключению при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Считаем приведенное мнение весьма спорным, с учетом того, что согласно п. 1.6 Положения N 254-П оценка качества индивидуально оцениваемой ссуды осуществляется без учета факта наличия и качества обеспечения по ссуде. Соответственно, резервы, сформированные под ссуды, оцениваемые на индивидуальной основе, имеющие характеристики, аналогичные портфельным ссудам, попадают под категорию нестандартных и признаются расходами при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Необходимо отметить, что резервы, сформированные кредитными организациями под портфели однородных ссуд по физическим лицам, довольно значительны, таким образом, вопрос отражения указанных резервов в налоговом учете (включения либо исключения расходов от формирования резервов при исчислении налоговой базы на налогу на прибыль) чреват в зависимости от выбора конкретной стратегии налогообложения, с одной стороны, существенными налоговыми рисками для кредитных организаций, а с другой стороны, существенными (и, возможно, необоснованными) финансовыми потерями./ span
1) согласно ст. 292 НК РФ (см. выше) вопрос разграничения ссудной задолженности на стандартную и нестандартную определяется положениями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации. В настоящее время в действующих нормативных актах указанные разъяснения применительно к портфелям однородных ссуд по физическим лицам отсутствуют;/ span
2) вопрос классификации качества портфелей однородных ссуд не входит в компетенцию Минфина России, в связи с чем разъяснения могут даваться Минфином России без учета специфических особенностей вопроса, изложенных в нормативных документах Центрального банка Российской Федерации, а зачастую (как описано выше) и противоречащих им;/ span
3) отсутствие сведений об арбитражной практике по рассматриваемому вопросу в связи с непродолжительным периодом действия (с 01.07.2007) новых правил формирования резервов по портфелям однородных ссуд.
Мнение банка по рассматриваемому вопросу состоит в том, что задолженность, объединенная в портфели однородных ссуд по физическим лицам, не может относиться к категории стандартной. Данный вывод сделан банком с учетом следующих факторов:/ span
1) в соответствии с п. 1.3 Положения N 254-П резервы формируются кредитной организацией только при обесценении ссуды (ссуд), то есть при потере ссудой стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по ссуде перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора либо существовании реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения);
2) согласно п. 1.7 Положения N 254-П стандартная ссуда (характеризующаяся отсутствием кредитного риска и нулевой вероятностью финансовых потерь вследствие ненадлежащего исполнения заемщиком обязательства по ссуде) не может являться обесцененной;
3) по всем без исключения портфелям однородных ссуд по физическим лицам (независимо от срока просроченной задолженности и наличия обеспечения) гл. 5 Положения N 254-П предусмотрено формирование резерва, то есть по всем портфелям определен уровень обесценения, исходя из чего портфели не могут относиться к стандартной задолженности.
Также отметим тот факт, что развитие рынка потребительского кредитования в настоящее время сопряжено с рядом проблем и существенных финансовых рисков, среди которых можно выделить низкую платежеспособность населения, высокий уровень потерь за счет невозвратов и мошенничества, рост безнадежных долгов, отсутствие эффективной системы взыскания долгов, риск ухудшения социально-экономической ситуации в стране и многое другое. В связи с вышеуказанными факторами потребительское кредитование на сегодняшний момент вряд ли может характеризоваться нулевой вероятностью финансовых потерь. К тому же потребительский сегмент кредитования наиболее сложен технологически, поскольку получение дохода возможно лишь при условии выдачи и обслуживания большого количества мелких кредитов. Полагаем, что указанные обстоятельства были взяты Центральным банком Российской Федерации за основу при разработке действующих правил резервирования портфелей однородных ссуд по физическим лицам. При этом подчеркнем, что, по мнению банка, формирование указанных резервов является экономически обоснованным и целесообразным для кредитных организаций только при условии признания расходов на создание резервов в налоговом учете, то есть в случае нестандартного характера резервируемой задолженности.
Правомерна ли позиция банка относительно нестандартного характера всех портфелей однородных ссуд по физическим лицам (независимо от срока просроченной задолженности и наличия обеспечения), формируемых кредитными организациями в соответствии с Положением N 254-П?
Кредитная организация/ span
Ответ:/ span
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 сентября 2008 г. N 15-1-3-11/4512
Департамент банковского регулирования и надзора рассмотрел обращение кредитной организации от 07.08.2008 о применении требований Положения/ span Банка России от 26.03.2004 N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' (далее - Положение N 254-П) и сообщает, что разделяет позицию банка в отношении признания задолженности, объединенной в портфели однородных ссуд по физическим лицам, стандартной./ span
Одновременно отмечаем, что Банком России установлен порядок отнесения задолженности к категории стандартной исключительно в отношении ссуд, которые подлежат классификации на индивидуальной основе. Указанная норма закреплена абз. 2 п. 1.7 Положения N 254-П. Указание Банка России от 06.05.2008 N 2006-У ''О внесении изменений в пункт 1.7 Положения Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П ''О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности'' (далее - Указание N 2006-У) предусматривает дополнение указанного пункта Положения N 254-П требованием о классификации портфелей однородных ссуд по категориям качества. При этом к I категории качества в соответствии с Указанием N 2006-У относятся портфели, резервы на возможное обесценение по которым не создаются.
Одновременно сообщаем, что Положение/ span N 254-П, в том числе в редакции Указания N 2006-У, не предусматривает самостоятельной классификации (классификации на индивидуальной основе) ссуд, включенных в портфель. Таким образом, в соответствии с Положением N 254-П ссуды, предоставленные как физическим, так и юридическим лицам, включенные в портфели однородных ссуд, равно как и сами указанные портфели, не относятся к стандартным ссудам./ span