Физические лица - налогоплательщики транспортного и земельного налогов должны привлекаться к уплате этих налогов, исчисленных по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно.
Об этом Письмо Минфина РФ от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Налоговые органы в случаях, предусмотренных Кодексом, исчисляют налоговую базу на основе имеющихся у них данных по итогам каждого налогового периода ( п. 5 ст. 54 Кодекса).
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 Кодекса налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Пунктами 4 и 5 указанной статьи на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложены обязанности сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с этими транспортными средствами изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), исчисляется в установленном порядке налоговыми органами ( п. 3 ст. 396 Кодекса) на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. п. 11 и 12 ст. 396 Кодекса органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами муниципальных образований.
Таким образом, Кодексом и другими федеральными законами обеспечено своевременное представление указанными государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми органами транспортного и земельного налогов, подлежащих уплате физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим налогоплательщикам, т.е. не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа. Конкретные сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации ( п. п. 1 и 3 ст. 363 Кодекса), сроки уплаты земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ( п. п. 1 и 4 ст. 397 Кодекса).
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Пунктом 4 ст. 57 Кодекса установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. п. 6 и 8 ст. 58 Кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.
Следовательно, до дня получения указанным физическим лицом налогового уведомления по транспортному налогу (земельному налогу) у него не возникает обязанность по уплате этого налога.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и Определения от 27.04.2001 N 7-П , от 10.04.2003 N 5-П , от 14.07.2005 N 9-П , от 21.04.2005 N 191-О/ q, от 08.02.2007 N 381-О-П ). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога ( п. 1 ст. 17 Кодекса) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.
Однако Кодексом не установлены порядок и сроки перерасчета сумм транспортного и земельного налогов, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также порядок и сроки привлечения к уплате указанных налогов таких налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этих налогов при наличии у налоговых органов сведений о соответствующих объектах налогообложения.
Установленный п. п. 10 и 11 ст. 5 Закона Российской Федерации ''О налогах на имущество физических лиц'' срок давности (не более чем за три предыдущих года) привлечения к уплате соответствующего налога физических лиц, своевременно не привлеченных к уплате этого налога, либо пересмотра неправильно произведенного налогообложения не распространяется на другие налоги. Вместе с тем п. 7 указанной статьи предусмотрен перерасчет суммы соответствующих налогов, который производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика в случае несвоевременного его обращения за предоставлением льготы по уплате этих налогов.
Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов ( пп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса), а налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, а также осуществлять зачет сумм излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном Кодексом ( пп. 7 ст. 32 Кодекса). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано на основании п. 7 ст. 78 Кодекса в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Следовательно, в случае если неправильное исчисление налоговым органом транспортного налога или земельного налога повлекло излишнюю уплату налога налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, налоговым органом должен быть произведен соответствующий перерасчет, а сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) в порядке и сроки, установленные ст. 78 Кодекса.
В числе основных начал законодательства о налогах и сборах ( п. 1 ст. 3 Кодекса) предусмотрена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В целях обеспечения дополнительной гарантии защиты прав физических лиц, своевременно не привлеченных в нарушение установленного порядка к уплате транспортного или земельного налога, представляется целесообразным внести в Кодекс изменения, направленные на установление временных пределов привлечения указанных физических лиц к уплате таких налогов, а также пересмотра неправильного исчисления налоговыми органами налогов, повлекшего их доначисление. Полагаем, что установление временных пределов привлечения налогоплательщиков к уплате налогов на основании налоговых уведомлений обеспечивает стабильность и определенность публичных правоотношений, является фактором, дисциплинирующим налоговые органы, гарантирует своевременность исчисления и уплаты указанных налогов и направления налогоплательщикам соответствующих налоговых уведомлений, а также сохранность необходимой доказательной базы в случае возникновения спора по поводу исчисления и уплаты таких налогов.
Впредь до установления Кодексом указанных временных пределов представляется возможным поддержать изложенную в рассматриваемом письме позицию об обеспечении направления в кратчайшие сроки физическим лицам налоговых уведомлений об уплате транспортного (земельного) налога при наличии соответствующего объекта налогообложения за прошедшие налоговые периоды в случаях представления регистрирующими органами в налоговые органы сведений, являющихся основаниями для исчисления этих налогов, с нарушением установленных сроков. Обязанность налогоплательщика по уплате этого налога возникнет в силу п. 4 ст. 57 Кодекса не ранее даты получения налогового уведомления. При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении ( п. п. 6 и 8 ст. 58 Кодекса).
Кроме того, представляется целесообразным рекомендовать налоговым органам при принятии решений о перерасчете и доначислении сумм транспортного и земельного налогов, неправильно исчисленных налоговыми органами и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, руководствоваться сложившейся судебной практикой.