За несвоевременную уплату земельного налога в 2005 г. в связи с изменением сроков уплаты платежей по земельному налогу, принятым Решением Челябинской городской думы от 23.11.2004 N 41/1 ''О ставках земельного налога в городе Челябинске на 2005 год'' уплачиваются пени.
Об этом Письмо Минфина РФ от 09.12.2008 N 03-05-05-02/89.
В соответствии с п. 2 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки.
При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом ( п. 2 ст. 57 , ст. 75 Кодекса).
В 2005 г. налогообложение земельных участков осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 ''О плате за землю'' (далее - Закон).
Согласно ст. 17 Закона начисление земельного налога производилось ежегодно по состоянию на 1 июня. Уплата земельного налога осуществлялась равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. При этом органам местного самоуправления было предоставлено право устанавливать другие сроки уплаты земельного налога с учетом местных условий.
Решением Челябинской городской думы от 23.11.2004 N 41/1 ''О ставках земельного налога в городе Челябинске на 2005 год'' в 2005 г. были установлены следующие сроки уплаты земельного налога юридическими лицами: 15 января, 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября и 15 ноября.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О был сформулирован вывод о том, что поскольку в соответствии со ст. 17 Закона налоговым периодом по земельному налогу являлся год, исчисленный за налоговый период земельный налог подлежал уплате за налоговый период в целом.
Конституционным Судом Российской Федерации было также отмечено, что установленный органами местного самоуправления период в один месяц, предусматривающий уплату земельного налога ежемесячно, должен рассматриваться не в качестве налогового периода, а в качестве отчетного, по окончании которого подлежат уплате авансовые платежи по земельному налогу.
С учетом судебно-арбитражной практики (в частности, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.09.2003 N Ф03-А73/03-2/2119) специалисты Минфина полагают, что при реализации предоставленного органам местного самоуправления права устанавливать другие сроки уплаты налога должно было быть обеспечено соблюдение установленного Законом порядка уплаты земельного налога два раза в год равными долями.
Решением Челябинской городской думы фактически был изменен порядок уплаты земельного налога, а также установлены сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу, что не было предусмотрено Законом .
Вместе с тем специалисты Минфина отмечают, что налогоплательщик несет обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в том числе Решением Челябинской городской думы от 23.11.2004 N 41/1.
В силу п. 3 ст. 6 Кодекса признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.