ПОРЯДОК УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УБЫТКОВ В ВИДЕ СТОИМОСТИ УНИЧТОЖЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ИСТЕЧЕНИЕМ СРОКА ГОДНОСТИ
Лекарственные препараты изымаются из обращения в установленном порядке, направляются в организации, имеющие право и соответствующую лицензию на уничтожение лекарственных средств. Передача лекарств на последующее уничтожение осуществляется на основании заключенного договора с соблюдением требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, в присутствии представителя аптечного учреждения.
Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139267.
Согласно положениям ст. 268 Налогового кодекса РФ стоимость приобретения товаров учитывается в уменьшение доходов от реализации покупных товаров.
На основании п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ ''О лекарственных средствах'' запрещается продажа лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и фальсифицированных лекарственных средств.
Лекарственные средства, пришедшие в негодность, лекарственные средства с истекшим сроком годности и фальсифицированные лекарственные средства подлежат уничтожению.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 ''О защите прав потребителей'' на продукты питания, парфюмерно- косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. Об этом говорится в п. 5 ст. 5 Закона N 2300-1.
Таким образом, расходы в виде стоимости приобретенных для дальнейшей реализации лекарственных средств и товаров медицинского назначения, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока их годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, учитываются для целей налогообложения прибыли при определенном условии. А именно: данные расходы должны быть произведены в рамках предпринимательской деятельности и подтверждены надлежащим образом оформленными документами.
Порядок уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и фальсифицированных лекарственных средств разрабатывается с учетом требований безопасности людей, животных и окружающей среды и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Об этом сказано в п. 3 ст. 31 Закона N 86-ФЗ.
Так, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2002 N 382 утверждена Инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в РФ лекарственных средств (далее - Инструкция).
Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению. Об этом сказано в п. 6 Инструкции.
При уничтожении лекарственных средств комиссией по уничтожению лекарственных средств составляется акт, в котором указываются:
дата и место уничтожения;
место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;
основание для уничтожения;
сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;
наименование производителя лекарственного средства;
наименование владельца или собственника лекарственного средства;
способ уничтожения.
Акт об уничтожении лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства ( п. 9 Инструкции).
При этом аптечное учреждение передает специализированной организации лекарства на уничтожение на основании соответствующего акта и получает от данной организации счет-фактуру и акт приемки выполненных работ по уничтожению лекарств.
Указанные документы являются документами, на основании которых соответствующие затраты отражаются в налоговом учете аптечного учреждения.