ПРИМЕНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОТОКОЛА К СОГЛАШЕНИЮ МЕЖДУ РФ И ФРГ В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ У РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
В случае наличия у российской организации контролируемой задолженности, определяемой согласно п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, после переквалификации в дивиденды части процентов, выплачиваемых этой компании в соответствии с положениями п. п. 2 - 4 ст. 269 НК РФ, оставшаяся часть процентов подлежит неограниченному вычету вне зависимости от целевого назначения привлечения и использования заемных средств с учетом положений п. 1 ст. 269 НК РФ.
Об этом Письмо Минфина РФ от 25.11.2010 N 03-08-05.
В соответствии с п. 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение и Протокол) , являющегося неотъемлемой частью Соглашения, установлено, что суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства и в которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве независимо от того, выплачиваются ли эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды.
При этом Протокол не содержит положений, согласно которым вычет расходов в виде процентов зависел бы от резидентства лица, в пользу которого осуществляются соответствующие выплаты.
С учетом изложенного налогоплательщики имеют право применять положения п. 3 Протокола к Соглашению вне зависимости от того, резиденту какого государства выплачиваются проценты по договору займа.
Однако п. 3 Протокола определено, что вычет процентов не может превышать сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.
По мнению специалистов Минфина, это означает, что любое Договаривающееся Государство вышеуказанного Соглашения имеет право применять в отношении выплачиваемых процентов по контролируемой задолженности правила ''недостаточной капитализации'', содержащиеся в национальном законодательстве.