РАЗЪЯСНЕНЫ ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ НОРМАМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 24.07.2009 N 212-ФЗ И ОТ 24.07.2009 N 213-ФЗ ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России проведен анализ применения на территории Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, разработан и 10 декабря 2010 г. внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона ''О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации'' , предусматривающий совершенствование применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 10.03.2011 N Д05-676.
Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ ''О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования'' (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ ''О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ''О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования'' предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Также сохранены действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ ''О внесении изменений в статью 58 Федерального закона ''О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования'' и статью 33 Федерального закона ''Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации'' в течение 2011 - 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г.
Для получения более подробной информации целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов.
Кроме того, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России проведен анализ применения на территории Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, разработан и 10 декабря 2010 г. внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона ''О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации'' (далее - законопроект), предусматривающий совершенствование применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Законопроект содержит следующие основные положения.
В отношении налога на вмененный доход (ЕНВД):
с 1 января 2012 г. для плательщиков ЕНВД, осуществляющих розничную торговую деятельность и оказывающих услуги общественного питания, сокращается допустимая предельная штатная численность сотрудников со 100 до 50 человек;
с 1 января 2013 г. запрещается применять ЕНВД при осуществлении розничной торговли и оказании услуг общественного питания;
с 1 января 2014 г. система ЕНВД отменяется полностью.
В отношении упрощенной системы налогообложения (УСН):
с 1 января 2012 г. выделение в отдельную систему патентной системы налогообложения.
В отношении патентной системы налогообложения (патент):
- с 1 января 2012 г. вводится как самостоятельный специальный налоговый режим;
- устанавливается законами субъектов Российской Федерации;
- в перечне видов деятельности (всего 46) выделен 21 вид деятельности, по которым при введении патента на территории Российской Федерации патент является обязательным. Остальные виды деятельности вводятся в соответствии с решением субъекта Российской Федерации;
- субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно для каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой. При этом установлены значения минимальное - 100 000 руб. и максимальное - 500 000 руб. Предусмотрена ежегодная индексация ограничений на коэффициент-дефлятор;
- налогоплательщиками могут являться индивидуальные предприниматели с числом занятых не более 5 человек, с годовым оборотом до 60 млн руб.;
- патент действует на территории одного субъекта Российской Федерации;
- налоговая ставка по патенту - 6%;
- патент может приобретаться на любое количество месяцев, но не более календарного года;
- налогоплательщик освобожден от подачи налоговой декларации. Осуществляется ведение книги учета доходов и расходов.
В соответствии с указанным законопроектом предполагается существенное снижение требований к налоговой и бухгалтерской отчетности в рамках патентной системы.
Функция надзора за исполнением законодательства должностными лицами находится в компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 ''О прокуратуре Российской Федерации'' прокуратура разрешает заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Дополнительную информацию о формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно получить на Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства.