РАЗЪЯСНЕНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ ТОВАР» ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРЕФЕРЕНЦИЙ РОССИЙСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
В законодательстве Российской Федерации о размещении заказов предусмотрено предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке фармацевтических препаратов российского происхождения.
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 20.01.2011 N 576-ЛА/Д22.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ ''О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд'' (далее - Закон N 94-ФЗ).
При этом участником размещения заказов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В то же время в ходе реализации антикризисной программы в целях защиты отечественных производителей в рамках законодательства Российской Федерации о размещении заказов принят ряд мер, что является общепринятым в мировой практике. В частности, подписан Приказ Минэкономразвития России от 05.12.2008 N 427 ''Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд'' (Приказ N 427), который установил порядок предоставления преференций при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
В данный перечень включена позиция ''Продукция органического и неорганического синтеза'' (код 2400000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП)), содержащая позицию ''Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты'' (код 2423000 ).
Определение ''товар российского происхождения'' в законодательстве Российской Федерации отсутствует, в связи с чем при применении п. 6 Приказа N 427 заказчикам рекомендуется руководствоваться следующим.
Страна происхождения товара подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара.
Также в целях подтверждения страны происхождения товара поставщик обязан представить иные документы, подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации, и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром.
Товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации.
Указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялись сортировка, переупаковка, контроль качества товара, не является определяющим при определении страны происхождения товара.
Соответствующие разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением Приказа N 427, в том числе по вопросу определения страны происхождения товара, размещены в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов для федеральных государственных нужд в разделе ''Законодательство о размещении заказа'' (совместное Письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 05.05.2009 N N 6989-АП/Д05, АЦ/ 13195).
Приказ N 427 носил временный характер и утратил силу 31 декабря 2010 г. Вместе с тем в настоящее время в Минэкономразвития России утвержден новый Приказ от 14.01.2011 N 8 ''Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков'', предусматривающий предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в том числе фармацевтических препаратов российского происхождения.
В отношении критериев статуса ''российский товар'' для медицинской продукции, производимой с использованием компонентов иностранного происхождения, Минпромторгом России предложено использовать следующий подход.
Медицинская продукция (лекарственные средства, медицинская техника и изделия медицинского назначения), зарегистрированная на территории Российской Федерации в установленном порядке, произведенная на территории Российской Федерации лицензированным российским юридическим лицом с использованием компонентов иностранного происхождения, обладает статусом российской медицинской продукции при условии, если она соответствует одному из следующих критериев.
1. Наличие у производителя права на результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт и (или) на технологию его производства на территории Российской Федерации, подтвержденный патентом. Данный критерий предусматривает локализацию компетенций, а не локализацию производства, что позволит интегрировать российскую медицинскую промышленность в мировую индустрию.
2. Использование в производстве технологически значимых компонентов, произведенных на территории Российской Федерации, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Технологически значимые компоненты - это компоненты, производство которых критически важно для развития медицинской и фармацевтической промышленности и открывает доступ к технологии производства высокотехнологичного оборудования и лекарственных средств, без локализации производства которых на территории Российской Федерации невозможно достижение показателей, заложенных в прогнозных планах развития медицинской и фармацевтической промышленности, отражающих приоритеты развития национальной системы здравоохранения.
3. Производство продукции связано с компенсационной передачей технологических решений из перечня и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, или в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Критерий предусматривает передачу российскому юридическому лицу технологий из перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Производство лекарственного средства с осуществлением стадий технологического процесса: производство субстанций и (или) лекарственной формы. Не признаются российской медицинской продукцией лекарственные средства, в отношении которых на территории Российской Федерации произведены только первичная и (или) вторичная упаковка и (или) маркировка.
Введение данного критерия будет стимулировать российские предприятия к получению и освоению современных технологий производства, а иностранные компании - к локализации производства лекарственных средств полного цикла.
Данный критерий соответствует критерию достаточной обработки/ переработки при определении страны происхождения товара, который может выражаться в том числе изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/ переработки.
В настоящее время ведется работа по реализации указанных предложений.