Если организация осуществляет торговую деятельность разъездного характера (на принципах развозной и разносной торговли), где реализация товаров происходит вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому, на улице, а также с использованием специально оборудованных для торговли транспортных средств, она обязана в общеустановленном порядке при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ.
Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 02.03.2011 N 17-26/019349@.
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ ''О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт'' (далее - Закон N 54-ФЗ) обязует организации и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, оказания услуг или выполнения работ применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.
Также ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, в обязательном порядке должны регистрировать контрольно- кассовую технику в налоговых органах, а также в момент оплаты выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Таким образом, Закон N 54-ФЗ требует применения контрольно-кассовой техники каждой организацией и индивидуальным предпринимателем в случае продажи ими товаров (оказания услуг или выполнения работ) и выдачи покупателям (клиентам) кассового чека в момент оплаты.
В соответствии со ст. 346.27 НК РФ торговое место - это место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
Согласно ГОСТ Р 51303-99 ''Торговля. Термины и определения'' (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст) под торговым местом при осуществлении розничной торговли следует понимать специально оборудованное место непосредственного взаимодействия продавца и покупателя по передаче товара во исполнение договора розничной купли-продажи, характеризующееся наличием определенной пространственной обособленности и торгового оборудования, а также возможностью осуществления непосредственного контакта между продавцом и покупателем при оказании услуги торговли.
Следовательно, на каждом торговом месте, оснащенном торговым оборудованием, при работе одного продавца (кассира) с покупателями при осуществлении наличных денежных расчетов применяется одна контрольно-кассовая машина.
Использование одной контрольно-кассовой машины на нескольких торговых местах (по одному адресу) не соответствует требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
В налоговых органах г. Москвы регистрация, перерегистрация, снятие с регистрации ККТ осуществляются в строгом соответствии со следующими документами:
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 ''Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно- кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями'';
Приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н ''Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно- кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации''.
Для регистрации контрольно-кассовой техники организация и индивидуальный предприниматель представляют в налоговый орган по месту учета организации (месту нахождения обособленного подразделения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя) следующие документы:
заявление о регистрации ККТ;
паспорт ККТ, подлежащей регистрации;
договор о технической поддержке, заключенный пользователем и центром технического обслуживания ККТ.
При этом договора аренды (субаренды) помещения при регистрации контрольно-кассовой техники не требуется.
После получения от налогоплательщика документов, необходимых для регистрации контрольно-кассовой техники, и проверки достоверности данных, указанных в них, налоговый орган в установленные сроки осуществляет операции по фискализации, регистрации контрольно-кассовой техники и выдаче соответствующих документов пользователю ККТ.
Форма заявления о регистрации ККТ и карточки регистрации ККТ утверждены Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@. В карточке регистрации ККТ строка ''Установлена по адресу'' заполняется на основании заявления налогоплательщика, где в п. 4 заявления указываются адрес и место установки ККТ.
Если организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет торговую деятельность разъездного характера (на принципах развозной и разносной торговли), где реализация товаров происходит вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому, на улице, а также с использованием специально оборудованных для торговли транспортных средств, она обязана в общеустановленном порядке при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ.
В этом случае налоговый орган в карточке регистрации ККТ в строке ''Установлена по адресу'' указывает юридический адрес организации (место жительства индивидуального предпринимателя), вид выездной деятельности - торговля (оказание услуг), вид объекта торговли (оказание услуг).
Если в период эксплуатации контрольно-кассовой техники в организации (у индивидуального предпринимателя) происходят изменения места установки ККТ, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, которая на основании соответствующих документов должна внести изменения в карточку регистрации ККТ и в книгу учета ККТ.
Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предупреждение или наложение штрафа влечет следующие нарушения:
неприменение ККТ в установленных федеральными законами случаях;
применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения;
отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
В упомянутых случаях административный штраф на граждан составляет от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Несоответствие заявленного места установки ККТ месту фактического осуществления деятельности влечет привлечение к административной ответственности ( ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).