ПРИНЯТИЕ К ВЫЧЕТУ СУММ НДС, ПРЕДЪЯВЛЕННЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДО 1 ЯНВАРЯ 2005 Г. В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ НАЧАТО ДО 1 ЯНВАРЯ 2005 Г.
Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, по работам, выполненным в объеме, определенном договором подряда (при наличии счетов-фактур, выставленных подрядчиками на соответствующие объемы выполненных работ), подлежат вычету в периоде принятия на учет объекта завершенного капитального строительства при наличии первичных учетных документов, подтверждающих дату ввода этого объекта в эксплуатацию.
Об этом Письмо ФНС РФ от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@.
Порядок применения вычетов по объектам недвижимости, строительство которых начато до 01.01.2005 и продолжено после 01.01.2006, предусмотрен положениями ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ ''О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах'' (далее - Закон N 119-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 119-ФЗ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками- застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 г., подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом согласно разъяснениям Минфина России от 22.04.2008 N 03-07-15/65, доведенным до налоговых органов Письмом от 28.04.2008 N ШС-6-03/318@, для целей применения п. 1 ст. 3 Закона N 119-ФЗ объекты завершенного капитального строительства считаются принятыми на учет в том налоговом периоде, в котором оформлены первичные учетные документы, подтверждающие дату ввода объекта в эксплуатацию.
В этой связи суммы налога, уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, по работам, выполненным в объеме, определенном договором подряда (при наличии счетов-фактур, выставленных подрядчиками на соответствующие объемы выполненных работ), подлежат вычету в периоде принятия на учет объекта завершенного капитального строительства при наличии первичных учетных документов, подтверждающих дату ввода этого объекта в эксплуатацию.
Что касается трехлетнего периода, в течение которого налогоплательщик вправе заявить к вычету суммы налога, то необходимо учитывать, что согласно п. 2 ст. 173 Кодекса, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
При этом исходя из нормы п. 1 ст. 3 Закона N 119-ФЗ с учетом положений ст. ст. 171 и 172 Кодекса в отношении сумм налога, не принятых к вычету налогоплательщиком до 1 января 2005 г. при строительстве объектов недвижимости, соответствующим налоговым периодом является тот налоговый период, в котором завершенный капитальным строительством объект принят на учет.
Следовательно, по суммам налога на добавленную стоимость, предъявленным налогоплательщику подрядными организациями до 1 января 2005 г. в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до 01.01.2005 и продолжено в 2006 г., течение трехлетнего срока для целей применения вычетов данных сумм налога начинается с даты принятия на учет данного объекта, то есть с февраля 2010 г., при наличии первичных учетных документов, подтверждающих дату ввода этого объекта в эксплуатацию, счетов-фактур, выставленных подрядчиками на соответствующие объемы выполненных работ, а также расчетных документов, подтверждающих факт оплаты сумм налога подрядным организациям.
Одновременно необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 1 ст. 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 Кодекса.
На основании п. п. 2 и 3 ст. 176 Кодекса после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 Кодекса.
При этом решение о возмещении (зачете, возврате) сумм налога на добавленную стоимость производится после проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки, в ходе которой проверяется обоснованность сумм налога, заявленных налогоплательщиком в налоговой декларации к вычету (возмещению из бюджета).
В случае если при проведении камеральной налоговой проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то налоговый орган выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
Таким образом, право на применение налогового вычета по сумме налога, предъявленной подрядными организациями при передаче налогоплательщику результатов работ в объеме, определенном в договоре строительного подряда, не возникает, в случае если указанный налогоплательщик:
имеет первичные учетные документы, не соответствующие требованиям Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ ''О бухгалтерском учете'';
имеет счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, определенного гл. 21 Кодекса, в том числе по причине составления счетов-фактур на расходы подрядных организаций, не связанные с передачей результатов строительных работ в объеме, определенном в договоре строительного подряда;
не принимает к учету объемы строительных работ, результаты которых в объеме, определенном договором строительного подряда, передаются подрядной организацией инвестору;
имеет недостоверные сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности;
осуществляет деятельность, свидетельствующую о невозможности реального осуществления им хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
не имеет необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
учитывает для целей налогообложения только те хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, при тех обстоятельствах, что для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;
совершает операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета;
имеет особые формы расчетов и сроки платежей, свидетельствующие о групповой согласованности операций, обусловленных не разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями);
имеет нижеприведенные обстоятельства, которые в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными выше, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а именно:
создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
взаимозависимость участников сделок;
неритмичный характер хозяйственных операций;
нарушение налогового законодательства в прошлом;
разовый характер операции;
осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
осуществление расчетов с использованием одного банка;
осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.