Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы
SUBSCHET.RU
  Везде    Новости    Статьи    Книги on-line    Книги в продаже    Вопрос-ответ    Официальные документы  
Образец для поиска:

Все словоформы  Нечеткий поиск | Советы по поиску | Топ запросы






Е. Кальчевская

РАСХОДЫ НА ГСМ СЛУЖЕБНОГО АВТОМОБИЛЯ: ЧАСТЬ 1


В статье рассмотрены расходы, возникающие в процессе эксплуатации автотранспортного средства.


Основная статья расходов при эксплуатации служебного автомобиля - ГСМ. В бухгалтерском учете их стоимость является расходами по обычным видам деятельности, которые согласно п. 6 ПБУ 10/99 признаются в сумме фактических затрат.

В налоговом учете расходы на содержание служебного транспорта (в том числе автомобильного) в соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 264 НК относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Каких-либо ограничений в признании данных затрат Положение не содержит. В пределах установленных нормативов учитываются только расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.

Все налогоплательщики при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля должны учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Минтрансом России 14.03.2008 №АМ-23-р. В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов данным документом не утверждены, рекомендуется руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (Письмао Минфина России от 14.01.2009 №03-03-06/1/15).

Методическими рекомендациями установлено, что предназначены они для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте согласно данному документу (п. 3) применимы:

  • для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления;
  • для ведения статистической и оперативной отчетности;
  • для определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;
  • для планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
  • для расчетов по налогообложению предприятий;
  • для проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и др.

Рассчитывается нормативный расход ГСМ исходя из базового значения расхода, определенного для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы и поправочных коэффициентов, учитывающих вид выполняемой работы и условия эксплуатации транспорта.

Поправочные коэффициенты определены не в "жестких" значениях, поэтому приказом или распоряжением руководства предприятия значения коэффициентов необходимо установить. Так, во время работы автотранспорта в зимнее время нормы расхода топлив повышаются в зависимости от климатических районов страны от 5 до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км, нормы увеличиваются до 5%, более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%. С полным перечнем повышающих и понижающих коэффициентов можно ознакомиться в п. п. 5, 6 Методических рекомендаций.

Рассмотрим несколько примеров расчета норматива. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов норматив расхода топлива рассчитывается по формуле:
    Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D),

где Qн - нормативный расход топлива, л;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsan - норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, которая определяется по формуле (л/100 км):
    Hsan = Hs + Hg x Gпр,

где Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (для одиночного автомобиля, тягача Hsan = Hs, л/100 км);
Hg - норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т-км;
Gпр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Hw - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;
W - объем транспортной работы, т-км, определяемый как произведение массы груза (т) на пробег с грузом (км);
D - поправочный коэффициент к норме, %.

Кроме того, для грузовых бортовых автомобилей, автопоездов, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, базовую норму расхода топлив увеличивают на поправочные коэффициенты, установленные в зависимости от вида используемых топлив на каждую тонну груза на 100 км пробега и на каждую тонну собственной массы и полуприцепов.

Судьи позицию чиновников не поддерживают, считая, что налогоплательщики имеют право расход ГСМ учитывать в налоговой базе по налогу на прибыль в фактических размерах. Так, например, судьи ФАС ЦО указали, что Налоговым кодексом нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли не предусмотрено, а Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом, на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер.

Налоговое законодательство не предусматривает проведение анализа фактического расхода бензина и норм расхода ГСМ в целях исчисления налога на прибыль, сделали вывод, что произведенные затраты на приобретение ГСМ экономически обоснованны, документально подтверждены и правомерно включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. ФАС УО также признал право налогоплательщика учесть расходы на ГСМ в тех размерах, которые использованы на основании путевых листов, без учета Норм, утвержденных Минтрансом.

Во вступлении к Методическим рекомендациям говорится о том, что вводятся они в целях реализации Приказа Минтранса России от 24.06.2003 №153 "Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте". Как видим, ссылка идет на отраслевую Инструкцию, которая в силу п. 9 данного документа устанавливает единый подход к составу и группировке затрат по основной деятельности при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок и других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом.

Таким образом, предприятие пищевой промышленности должно само решить, будет ли оно руководствоваться Нормами, утвержденными Минтрансом, или установит свои собственные. Во втором случае нужно быть готовым к тому, что свою позицию придется отстаивать в суде. Отметим лишь, что Нормы, установленные Минтрансом, могут служить для предприятий ориентиром, ведь логично предположить, что они технически обоснованны, подтверждены испытаниями, имеют большое количество поправочных коэффициентов, учитывающих соответствующее условие эксплуатации автомобиля, тем более что снижение себестоимости произведенной продукции является целью любого предприятия пищевой отрасли.

Смотрите далее статью: ”Расходы на ГСМ служебного автомобиля: часть 2”.






© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)



  Рубрикатор

Налоги:
НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН

Бухучет:
Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность

Документы:
Судебная практика по налоговым спорам (ФАС)

Кодексы:
НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ

Разное:
Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -

  Новости

Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору

Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки

НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ

Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы

Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия

Организации, осуществляющие инженерно-геодезические изыскания должны состоять в СРО

Все новости >>


  Статьи

Коленчатые строительные подъемники: особенности, приемущества и область применения

Развитие бизнеса через приобретение коммерческой недвижимости

Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России

Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку

Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО

Установление суммированного учета рабочего времени

Учет расходов на страхование заложенного имущества

Все статьи >>


  Официальные документы

Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274

О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478

Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351.

О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226.

Все официальные документы>>





Рейтинг@Mail.ru

Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014