Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы
SUBSCHET.RU
  Везде    Новости    Статьи    Книги on-line    Книги в продаже    Вопрос-ответ    Официальные документы  
Образец для поиска:

Все словоформы  Нечеткий поиск | Советы по поиску | Топ запросы






И. Еланина

ОПЛАТА ТРУДА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА (ЧАСТЬ 3)

Разделы: Трудовые отношения, зарплата, кадры

Рассмотрим примеры судебной практики, связанные с нарушением организациями и учреждениями бюджетной сферы условий оплаты труда при работе во вредных и (или) опасных условиях труда.


IV. РАБОТА ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА

    А. Определение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2005 года №КАС04-667

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим второго предложения сноски к графе 4 Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда некоторым категориям работников, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 5 февраля 1991 г. №23.

Как пояснял заявитель, продолжительность дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда (графа 4 Списка) у него составляет до 14 календарных дней. Вместе с тем он оспаривал указание о том, что при суммировании дополнительных отпусков по перечню вредных производственных факторов, за работу с которыми предоставляются дополнительные отпуска, не должны действовать показатели продолжительности дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда, предусмотренные графой 4 Списка (в частности, в отношении самого заявителя - показатель 4 графы Списка - до 14 дней).

Действительно, как утверждает заявитель, согласно части 1 статьи 120 ТК продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.

Однако данное положение закона невозможно применять в отрыве от другой нормы ТК - части 2 статьи 117, согласно которой перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии со статьей 116 ТК организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами; порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

    Б. Определение Верховного Суда РФ от 8 июля 2004 года №КАС04-266

Суд рассмотрел гражданское дело по заявлению муниципального унитарного предприятия о признании недействующими ряда положений Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. №273/П-20 (Инструкция).

В соответствии с абз. 2 п. 8 Инструкции полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев.

Согласно п. 10 Инструкции при исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск или выплату компенсации за него пропорционально проработанному времени, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца.

В соответствии с абз. 2 п. 12 Инструкции при записи в Списке «постоянно занятый» или «постоянно работающий» в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях полный рабочий день, установленный для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

ТК в статье 92 предусматривает сокращение нормальной продолжительности рабочего времени на 4 часа в неделю и более для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством; а в статье 94 - максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены) при различных режимах работы.

ТК не регулирует порядок определения среднемесячного количества рабочих дней в зависимости от применяемого режима работы и не устанавливает механизма исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда.

Поэтому в силу части 1 статьи 423 ТК для этих целей подлежит применению порядок, определенный п. 10 Инструкции. Данный порядок основан на общепринятом принципе округления целых чисел с остатками неполного числа, что не противоречит нормам трудового законодательства.

Не противоречит Трудовому кодексу РФ и изложенный в п. 12 Инструкции порядок исчисления времени, фактически проработанного во вредных условиях труда, не регламентированный ТК.

    В. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 года №63-Г06-8

В соответствии со рядом положений закона субъекта РФ денежное содержание государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, состоит в том числе из доплаты за работу во вредных условиях труда; руководители государственных органов в пределах утвержденных фондов оплаты труда самостоятельно устанавливают государственным служащим доплаты за работу во вредных условиях труда; при утверждении годовых фондов оплаты труда предусматриваются средства на выплату доплат за работу во вредных условиях труда в размере фактических выплат.

Исполняющий обязанности прокурора обратился в суд с заявлением о признании приведенных положений закона недействующими. В обоснование требований указал, что окружной законодатель, включив в денежное содержание государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности округа, доплату за работу во вредных условиях труда (за работу на компьютере) в размере до 12% должностного оклада, превысил свои полномочия, поскольку федеральным законодательством указанный вид доплаты не предусмотрен.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно части 10 той же статьи гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Это буквально означает, что другие выплаты гражданским служащим производятся помимо денежного содержания.

Право субъекта на установление в структуре денежного содержания дополнительных выплат, отличных от тех, которые установлены Федеральным законом, последним не предусмотрено.

Суд постановил, что органы государственной власти действительно вправе самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда государственных служащих округа. Однако осуществление данного полномочия также должно осуществляться в рамках тех требований, которые установлены федеральным законом.


Смотрите также:
Оплата труда в бюджетных учреждениях: судебная практика (часть 1)
Оплата труда в бюджетных учреждениях: судебная практика (часть 2)






© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)



  Рубрикатор

Налоги:
НДС | Налог на прибыль | НДФЛ | ЕСН | Акцизы | НДПИ | Налог на имущество предприятий | Транспортный налог | Налог на игорный бизнес | Земельный налог | УСН | ЕНВД | ЕСХН

Бухучет:
Учет основных средств | Учет нематериальных активов | Учет вложений во внеоборотные активы | Учет материально-производственных запасов | Учет собственного капитала | Учетная политика организации | Учет расчетов | Бухгалтерская отчетность

Документы:
Судебная практика по налоговым спорам (ФАС)

Кодексы:
НК РФ ч.1 | НК РФ ч.2 | ГК РФ ч.1 | ГК РФ ч.2 | ГК РФ ч.3 | ГК РФ ч.4 | ТК РФ

Разное:
Экономика недвижимости: учебное пособие Виноградов Д.В| -

  Новости

Налог на прибыль: учет банком доходов в виде процентов по кредитному договору

Возврат НДС организациям, экспортирующим водные биоресурсы с низкой степенью переработки

НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС от работы по найму в РФ

Депутаты предлагают восстановить для детей-инвалидов и инвалидов I и II групп возможность воспользоваться правом на внеконкурсное поступление в ВУЗы

Налогообложение НДФЛ доходов резидента Великобритании, полученных в виде дивидендов или вознаграждений от российского общества

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в частности выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия

Организации, осуществляющие инженерно-геодезические изыскания должны состоять в СРО

Все новости >>


  Статьи

Почему стоит воспользоваться услугами налогового консультирования?

Государственная поддержка социального предпринимательства: возможности для стартапов

Экосистема криптовалют: криптобиржа децентрализованного типа

Описание процедуры стрейчевания грузов

Факторы, сдерживающие внедрение МСФО в России

Инвестиции на рынке недвижимости по отдельным зарубежным странам

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку

Кредит на приобретение автомобиля: перспективы отказа от КАСКО

Установление суммированного учета рабочего времени

Учет расходов на страхование заложенного имущества

Все статьи >>


  Официальные документы

Об НДФЛ при компенсации (оплате) спортсменам, тренерам и иным специалистам стоимости проезда и проживания при участии в спортивных мероприятиях. Письмо Минфина России от 10.12.2019 N 03-04-06/96274

О применении с 01.01.2020 вычета акциза при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной из винограда. Письмо Минфина России от 11.12.2019 N 03-13-05/96478

Об учете в целях УСН расходов на оплату услуг нотариуса за учредителей при купле-продаже ими доли в уставном капитале организации. Письмо Минфина России от 09.12.2019 N 03-11-11/95351.

О получении налгового вычета при приобретении лекарств за счет собственных средств. Письмо Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-05/98226.

Все официальные документы>>





Рейтинг@Mail.ru

Subschet.ru: Новости | Статьи | Книги on-line | Журналы on-line | Книги в продаже | Вопрос-ответ | Официальные документы | Закладки | Copyright © 2005-2014