своевременности и полноты представления плательщиками деклараций (расчетов), наличия в них обязательных реквизитов;
своевременности и полноты уплаты налогов и сборов;
правильности определения плательщиками налоговой базы, применения налоговых льгот, вычетов и налоговых ставок.
При камеральной проверке налоговые органы могут:
выставлять требования к плательщику о представлении пояснений или внесении исправлений в налоговые декларации (расчеты) при наличии в них ошибок, противоречий либо выявлении несоответствия содержащихся в них сведений сведениям, имеющимся у налогового органа;
истребовать у плательщиков документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот, на применение налоговых вычетов по НДС, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Налоговые органы вправе при проведении как камеральных, так и выездных проверок истребовать у контрагентов и других лиц документы, информацию о конкретных сделках проверяемого плательщика на основе статьи 93.1 Налогового кодекса (НК).
Проверка по налогу на прибыль
Налог на прибыль занимает лидирующее место в налоговых поступлениях.
Наиболее часто в налоговом учете выявляются следующие ошибки:
в налоговую базу не включены доходы от реализации (доля в уставном капитале, выручка от продажи недвижимости, плата за предоставление имущества в аренду);
в налоговую базу не включены внереализационные доходы (признанные должником или судом к уплате штрафы и пени, проценты по векселям и банковским счетам, восстановленные резервы, списанная кредиторская задолженность, положительная суммовая разница);
нормируемые расходы учтены сверх нормативов;
неправильно рассчитана амортизация имущества (начислена амортизация на имущество, полученное безвозмездно, начислена амортизация на недвижимость до подачи документов на государственную регистрацию, неправильно определена амортизационная группа, не использованы понижающие коэффициенты по дорогостоящим легковым автомобилям);
единовременно учтены расходы, требующие распределения по периодам;
налоговая база уменьшена на затраты, которые нельзя учитывать в расходах.
Проверка деклараций
При проведении камеральной проверки деклараций по налогу на прибыль обращается внимание на наличие несоответствия или отсутствия логической связи между показателями налоговой и бухгалтерской отчетности. В таких случаях запрашиваются необходимые пояснения у налогоплательщика, истребуется у третьих лиц документация, касающаяся деятельности проверяемой организации.
Проверка деклараций проводится в автоматизированном режиме на основе контрольных соотношений, разработанных налоговым ведомством.
Экономический анализ
При экономическом анализе особое внимание обращается:
на наличие убытков в организации в течение двух и более календарных лет;
опережение темпа роста расходов над темпами роста доходов от реализации товаров;
ведение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин;
непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Проверяются также такие вопросы, как:
правомерность применения льгот;
соблюдение порядка исчисления налога, правомерность уплаты только квартальных авансовых платежей, правильность определения ежемесячных авансовых платежей в соответствии с НК;
целевое использование средств и иного имущества, полученных в рамках благотворительной помощи и отражаемых в декларации;
соблюдение порядка налогообложения иностранных организаций;
правильность определения стоимости амортизируемого имущества, ведения налогового учета и т.д.
В ходе выездных проверок налоговики используют данные бухгалтерского баланса (форма №1), отчета о прибылях и убытках (форма №2), главной книги или оборотно-сальдовой ведомости, а также положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского и налогового учетов, декларации по налогу на прибыль, первичные документы.
Прибыль для целей бухгалтерского и налогового учета отличается из-за разных подходов к признанию доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Это приводит к возникновению разниц между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью.
Поэтому проводится проверка правильности формирования постоянных и временных разниц.
Постоянные разницы - это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы. Эти разницы возникают в результате:
превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли, над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения;
непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества;
непризнания для целей налогообложения убытка, связанного с появлением разницы между оценочной стоимостью имущества при внесении его в уставный капитал другой организации и стоимостью, по которой это имущество отражено в бухгалтерском балансе у передающей стороны;
образования убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени уже не может быть принят в целях налогообложения.
Временные разницы - это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном отчетном периоде, а налоговую базу - в другом. Эти разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль, т.е. суммы, которая оказывает влияние на величину налога в следующих периодах.
Учетная политика для целей налогообложения
Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
При формировании учетной политики организации обычно фиксируются:
порядок ведения налогового учета;
метод признания доходов и расходов;
критерии отнесения затрат к тем или иным группам расходов;
метод оценки сырья и материалов, покупных товаров;
метод начисления амортизации, амортизационная премия, применение специальных коэффициентов, норма амортизации по основным средствам, бывшим в эксплуатации;
порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки;
формирование резервов, позволяющих равномерно распределять расходы:
по сомнительным долгам;
по гарантийному ремонту и обслуживанию;
на социальную защиту инвалидов;
на ремонт основных средств;
на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
период распределения расходов по некоторым видам сделок;
принципы и методы распределения дохода от реализации по производствам с длительным технологическим циклом;
квалификация сделок по операциям с ценными бумагами, определение расчетной цены акции, метод списания на расходы выбывших ценных бумаг, метод последовательности закрытия коротких позиций по ценным бумагам;
показатель для определения доли прибыли, приходящейся на организацию и ее обособленные подразделения, и порядок уплаты ими налога;
перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией, оценка остатков незавершенного производства, порядок признания прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги, определение покупной стоимости товаров.